Самые бедные в ЕС: спор об общеевропейском МРОТ задел больное место Прибалтики
Александр Носович
Еврокомиссия предложила ввести единую ставку минимальной зарплаты для всех стран — членов Евросоюза. Против этой инициативы тут же выступили страны Скандинавии с самыми высокими зарплатами в Европе, которые не собираются снижать свой уровень доходов до заработных плат восточноевропейской бедноты. Разгоревшаяся дискуссия лишний раз показывает, что выравнивания между богатыми и бедными странами ЕС не произошло, и та же Прибалтика, которая претендовала на достижение уровня Скандинавии, остается одним из самых бедных регионов Европы.
В середине января, накануне оглашения плана работы на год, Еврокомиссия вбросила в массы идею общего зарплатного минимума для всех стран ЕС. С соответствующим предложением выступил комиссар ЕС по вопросам занятости Николас Шмит.
Брюссельские бюрократы объяснили свое предложение заботой об отстающих странах Восточной Европы. Единый МРОТ позволит хоть ненамного замедлить бегство молодежи этих стран в Западную Европу и Скандинавию. Если минимальная зарплата во всех странах ЕС будет одинаковой, то наименее амбициозной части этой молодежи будет все равно, где на нее работать: в Нидерландах или в Румынии.
Как и следовало ожидать, инициатива евробюрократов вызвала мгновенное неприятие самых богатых стран — членов ЕС с самыми большими зарплатами — Дании, Швеции и Финляндии.
Последние тут же сообразили, что прийти к среднему знаменателю по доходам можно только за их счет.
Поскольку Латвия, Румыния или Литва не способны подтянуть свои минимальные зарплаты до уровня Люксембурга, Германии или Франции, то это последним придется идти навстречу Восточной Европе и понижать свой минимальный размер оплаты труда.
В результате такой «уравниловки» гарантированный государством зарплатный минимум в Западной Европе и Скандинавии резко понизится. Новый штурм Парижа «желтыми жилетами» после этого обеспечен.
В странах «Новой Европы», что тоже закономерно, инициативу Еврокомиссии, наоборот, одобрили. Очевидно, что среднее арифметическое значение МРОТ по Евросоюзу будет выше тех минимальных зарплат, что получают сегодня в Польше, Болгарии или Эстонии.
Другой вопрос, как поднять зарплатный уровень восточных европейцев до среднеевропейского, если у самой «Новой Европы» таких денег нет? Единственный возможный ответ: через финансовые вливания из бюджета ЕС.
Видимо, до такого вывода додумались и страны, выступившие категорически против идеи Еврокомиссии. Зажиточную Европу возмутил «подкат» евробюрократов, под красивые слова про солидарность и социальную справедливость изыскивающих пути, чтобы и после сворачивания программ выравнивания заставлять ее кормить восточноевропейскую нищету.
Между богатыми и бедными произошел конфликт интересов, победителем из которого, как всегда, вышли страны — доноры Евросоюза: после публичного протеста датчан еврочиновники дали задний ход и пояснили, что ничего конкретного не предлагали.
Еврокомиссия говорит, что у нее нет ни конкретной цифры минимальной зарплаты ЕС, ни сроков ее введения, ни схемы, по которой 27 стран ЕС будут переходить на единый МРОТ. Все что хотели в Брюсселе — поговорить об этом. Давайте соберемся все вместе, сядем и поговорим о том, как всем необходимы единые социальные стандарты, потому что в ЕС «все работники должны получать справедливую зарплату, которая обеспечивает достойный уровень жизни».
То есть суть предложения — развести «говорильню», которая гарантированно ни к чему не приведет.
Потому что сколько ни говори о справедливости и общих стандартах, Люксембург останется Люксембургом, а Литва — Литвой.
В Люксембурге минимальная зарплата в позапрошлом году была 2000 евро, а в Литве — 400. Можно вывести среднее арифметическое и установить общий МРОТ в 1200 евро, но тогда в Люксембурге будет революция, а в Литве дефолт, потому что таких денег у нее нет.
Можно оставить Люксембургу его минимальную зарплату, но заставить его дотировать Литву, поднимая ее МРОТ до своего уровня, но тогда Люксембург выйдет из Евросоюза вслед за Великобританией, и бюджет ЕС потеряет еще одну страну-донора.
Как ни крути, имущественные различия между различными частями «Единой Европы» проступают только ярче, и становится все более очевидно, что углубление европейской интеграции при нынешних колоссальных контрастах между западной и восточной частями ЕС невозможно.
Если бы в Евросоюз входили только шесть его стран основателей — Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкс, они бы смогли договориться о единой зарплате. Потому что колебания в минимальных размерах оплаты труда между этими странами небольшие.
Но когда в Евросоюз входят Швеция, где в месяц зарабатывают 6000 евро, и Болгария, где и 300 евро — зарплата, сойтись посередине для них решительно невозможно.
Рискнем предположить, что это понимали и европейские чиновники, когда выходили со своей инициативой о едином размере оплаты труда. Зачем тогда выходили? Чтобы создать имитацию бурной деятельности и загодя снять вопросы, за что платят этим паразитам в Брюсселе.
При этом они лишний раз показали, что сотни миллиардов евро, влитые за 15 лет в «новых европейцев», ничего не дали. Выравнивания благосостояния между различными частями ЕС не произошло.
Скандинавия так и остается самым богатым регионом Европы, а Прибалтика — одним из самых бедных. Хотя литовцам, латышам и эстонцам еще 30 лет назад обещали, что они будут жить, как шведы и финны.
За прошедшее время можно было уже 10 раз стать Скандинавией, но до шведских зарплат прибалтам по-прежнему как до Луны.Евросоюз им об этом невольно напомнил. И чем дольше в Брюсселе будет муссироваться тема единого европейского МРОТ, тем сильнее Прибалтике будут наступать на больную мозоль.