«Газпром» получил возможность расквитаться с Польшей за противодействие «Северному потоку — 2»
Алексей Ильяшевич
Польше придется согласовывать строительство газопровода Baltic Pipe c российским «Газпромом». Об этом The Financial Times рассказал аналитик в области энергетики Роберт Томашевский. В водах Балтийского моря труба, которую собираются прокладывать для снабжения Польши норвежским газом, пересечется с «Северным потоком — 2». Догадаться об этом было нетрудно, но о предстоящих переговорах с Россией польские эксперты почему-то заговорили только сейчас.
Прогнозируемое пересечение Baltic Pipe и «Северного потока — 2» раскрывает суть энергетической политики Варшавы. Обычно газопроводы идут параллельными курсами (директор Центра изучения мировых энергетических рынков ВШЭ Вячеслав Кулагин «поперечных» проектов в мировой практике вообще не припоминает). Но Польше параллельное движение ни к чему: собственный энергетический проект в регионе она решила противопоставить строительству второй нитки «Северного потока».
Сама идея Baltic Pipe родилась почти 20 лет назад и оказалась востребованной только в качестве ответа «Газпрому». Москва прокладывает новый маршрут поставок газа в Европу — поляки отказываются от продукции российского холдинга (ожидается, что в 2022 году норвежский газ по Baltic Pipe через Данию потечет в Польшу).
По иронии судьбы новый газопровод пересекает «Северный поток — 2» не только в абстрактных политических раскладах, но и непосредственно на дне Балтийского моря.
Роберт Томашевский не видит здесь большой проблемы. По мнению энергоэксперта, это вопрос технического характера, но «Газпром» «может отсрочить его или сделать весь этот процесс более длительным».
Слова Томашевского определенно не лишены логики. Детали пересечения двух газопроводов для начала нужно согласовать на техническом уровне. Пока не совсем ясно, как польский оператор системы транспортировки газа Gaz-System собирается положить одну трубу на другую. Не создает ли это опасность для функционирования «Северного потока — 2»? Не осложнит ли доступ к газопроводу во время ремонтных работ?
Инициатива явно будет на стороне Москвы. Baltic Pipe начнут строить только в 2020 году, а «Северный поток — 2» должен быть введен в эксплуатацию в конце 2019-го. То есть в переговорах заинтересована именно польская сторона. Вопрос в том, как поведет себя «Газпром».
В любом случае, решение этого вопроса потребует дополнительных финансовых затрат и может занять некоторое время. А времени у Польши в обрез.
Ввод в эксплуатацию Baltic Pipe не случайно намечен на 2022 год, когда заканчивается долгосрочный контракт на поставку российского газа в Польшу. Варшава была настолько недовольна условиями этого договора, что дело дошло до разбирательств в Стокгольмском арбитраже.
Возможность полного отказа от российского газа к 2022 году стала идеей-фикс польских властей. Для этого они судорожно загружают СПГ-терминал в Свиноуйсьце и собираются в скором времени выйти к норвежскому шельфу. При этом, по примеру Киева, принципиально отказываться от новых контрактов с «Газпромом» Варшава не собирается. «Вопрос не в том, чтобы отказаться от поставок газа из России, а в том, чтобы от них не зависеть», — говорил посол Польши в РФ Влодзимеж Марчиняк.
Примерно такую же позицию озвучил и уполномоченный польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский: «Мы будем стремиться к ситуации, в которой долгосрочный контракт отойдет в прошлое. Если цена на газ из России будет конкурентной, мы не исключаем его покупку, но определенно не в рамках долгосрочного контракта».
Словом, Варшава вряд ли планирует отказываться от голубого топлива из РФ — она скорее попытается добиться скидки, шантажируя «Газпром» тем, что может вообще обойтись без его продукции.
Но для этого Baltic Pipe должен быть построен в срок.
В Польше уже звучали голоса экспертов, которые предупреждают, что несоблюдение графика чревато для поляков серьезными проблемами. Поэтому газопровод кровь из носу нужно ввести в эксплуатацию к 2022 году.
Но учла ли Варшава фактор пересечения Baltic Pipe с «Северным потоком — 2»? По всей видимости, нет.
Это значит, что у «Газпрома» есть возможность как минимум сдвинуть сроки реализации проекта — отплатить полякам той же монетой.
Польша отчаянно боролась с реализацией «Северного потока — 2», поддерживала направленные против него резолюции, вела разъяснительную работу с соседями. Результат оказался нулевым.
На днях уже и премьер-министр Польши признал бесперспективность борьбы с «ветряными мельницами»: «Две мощные страны, одна из которых является мировой державой — Россия, а другая — Германия, четвертная экономика мира, решили построить газопровод. Это два могущественных государства и, так сказать, им нелегко что-либо запретить».
Теперь же выясняется, что Москва может еще и дать сдачи! Другой вопрос, что она едва ли в этом заинтересована.
От реализации Baltic Pipe России, по большому счету, ни холодно, ни жарко.
В Норвегии, на которую рассчитывает Польша, добыча газа уже достигла предела. В перспективе она будет снижаться (или, как минимум, не будет расти). То есть лишних объемов у Норвегии в закромах не припасено — для поставок в Польшу придется снижать экспорт в западноевропейские страны.
«Это возможно, если поляки будут платить значительную премию, которая с учетом необходимости окупать инвестиции в Baltic Pipe сделает "золотым" норвежский газ для польских потребителей», — прогнозирует заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
А что произойдет с теми странами, которые недополучат норвежский газ?
Они нарастят импорт продукции «Газпрома».
«Россия как крупный игрок в этом регионе не проиграет», — констатирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Газовые рынки стран ЕС напоминают сообщающиеся сосуды.
Объемы собственной добычи можно переливать из одного сосуда в другой, но пустоты все равно будет заполнять дешевый российский трубопроводный газ, с которым не в состоянии конкурировать СПГ.
В таком случае, зачем препятствовать строительству Baltic Pipe?
«Мне кажется, "Газпрому" было бы целесообразно продемонстрировать, что он не политизирует энергетику в Европе и он только за экономическую конкуренцию, без подлостей, как поляки делали, — считает ведущий специалист Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Он может выигрывать эту конкуренцию, если она честная. Это показывают результаты последних лет и объем поставок».
Вероятно, этим и объясняется спокойная реакция Варшавы на пересечение польского газопровода с «Северным потоком — 2». Польские власти тоже не бьют в набат, хотя необходимость согласования условий пересечения Baltic Pipe и «Северного потока — 2» была очевидна с самого начала. В России могут помешать амбициозным проектам гордых шляхтичей, однако не собираются этого делать. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало…