Литва, Латвия и Эстония активно выступают против расширения мощностей действующего «Северного потока». Накопленный опыт противодействия первой волне «европейской энергетической экспансии» России, конкретизировавшейся в прокладке газопровода по дну Балтийского моря из России в Германию, позволяет предположить, что для торможения реализации данного проекта в ход пойдут все ранее обкатанные наработки.
Литва с самого начала пыталась торпедировать реализуемые под эгидой Германии российско-европейские газовые договоренности путем использования различных международных площадок. По инициативе Вильнюса в Комитет петиций Европарламента были направлены обращения граждан и неправительственных организаций Литвы и Польши, что позволило организовать прения по вопросу влияния Североевропейского газопровода на окружающую среду и его стратегического значения. По итогам мероприятия «эксперты» констатировали недостаточность проектной информации, спрогнозировав «трудности в ходе межправительственных консультаций и затягивание выдачи Германией, Данией, Швецией и Финляндией разрешений на строительство». Параллельно Литва активно использовала экологический аргумент с опорой на Конвенцию ООН по оценке влияния на окружающую среду в контексте угрозы «стабильности захоронения на дне Балтийского моря химического оружия, что может привести к масштабному загрязнению окружающей среды».
Вместе с тем вовлеченные в российский газовый проект западные страны, руководствуясь, очевидно, экономической целесообразностью, выдали без каких-либо проволочек все необходимые разрешения, а проект вышел в намеченный срок (2012 г.) на полную мощность – 55 млрд кубометров газа в год.
Сегодня «Газпром» вместе с Германией, Францией, Австрией, Нидерландами подписал соглашение о создании совместной проектной компании New European Pipeline AG по прокладке газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря до побережья Германии. Труба пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку». Его мощность составит 55 млрд кубометров газа в год. Контрольный пакет (51%) принадлежит «Газпрому», по 15,5% — немецким Wintershall («дочка» BASF) и E.ON, по 9% — голландским Gasunie и ENGIE. Ориентировочный срок реализации проекта — 2019 г. Суммарная мощность — 110 млрд кубометров газа в год.
Удвоение мощностей действующего газопровода, по заявлениям самих западных участников проекта, обеспечит стабильность и безопасность европейских энергетических поставок. Со вводом в строй дополнительных двух газовых ниток российские прямые поставки газа в Европу составят ориентировочно 75% от всего российского европейского экспорта (доля РФ в общем газовом импорте Европы — 30%). Последние события на Украине (диверсия на украинской высоковольтной линии с последующим обесточиванием всего Крымского полуострова), по чьей территории сегодня осуществляется транзит трети российских поставок газа в Европу, наглядно свидетельствуют о неспособности киевских властей контролировать ситуацию на месте. Все это превращает Киев в ненадежного и непредсказуемого партнера. Прямые поставки российского голубого топлива в Европу раз и навсегда снимут перманентную угрозу украинского шантажа бесперебойности транзита как для ЕС, так и для России, а также устранят возможность для вмешательства извне.
Против нового европейского проекта резко выступили страны Балтии. Если в 2008 г. основным аргументом служили «экологические» опасения, то сегодня во главу угла ставится политика. Министр иностранных дел Литвы Л.Линкявичюс подверг резкой критике европейские планы, заявив о том, что «новый поток нанесет большой урон Украине, так как лишит ее средств от транзита, что в итоге приведет к разбалансировке распределения газа в Европе». В свою очередь министр экономики Латвии Дана Рейзнице-Озола обвинила Европу в «неспособности быть солидарной в ответственный момент», чье заявление было поддержано главой кабинета страны Л.Страуюмой, посоветовавшей «Европе быть более последовательной в отношении своей позиции в вопросе достижения энергетической независимости от России». Не остались в стороне и прибалтийские европейские депутаты, в частности, литовский представитель в Страсбурге П.Ауштрявичюс заявил о том, что «новые российские газовые трубопроводы в Балтийском море предназначены для разрушения европейской солидарности, что и происходит в настоящий момент».
Обеспокоенность прибалтийских соседей разделила и Польша, чьи власти заявили о том, что строительство «Северного потока - 2» противоречит энергетической политике ЕС, пригрозив постановкой вопроса о его целесообразности.
Чем объясняется такая нервная реакция восточных европейцев на международный энергетический проект с широким участием частных западных компаний? Ведь именно природный газ в силу самого низкого уровня выброса CO2 из всех видов ископаемого топлива позволяет успешно заменять уголь, у которого уровень выброса на 50% больше, снижая в разы негативное воздействие на окружающую среду. Проект по увеличению поставок природного газа в полной мере вписывается в концепцию европейской программы по борьбе с изменением климата, согласующейся с рамочной конвенцией ООН. На недавно прошедшем в Париже международном климатическом саммите мировые лидеры в очередной раз подтвердили важность снижения выбросов CO2 за счет наращивания производств чистой энергии из возобновляемых источников при одновременном сокращении грязных мощностей, в том числе на угле.
Таким образом, предлагаемый Россией Европе проект не только отвечает всем экологическим требованиям, но и представляет собой конкретизацию европейской природоохранной концепции. Почему же его строительство вызывает такое ожесточенное сопротивление со стороны периферийных восточноевропейских стран, при том, что аналогичные проекты активно реализуются в других частях Европы. Так, Трансадриатический газопровод протяженностью 520 км с предполагаемой мощностью 10 млрд кубометров, находящийся в активной стадии разработки швейцарской EGL, норвежской Statoil и немецкой E.ON Ruhrgas, призван организовать поставки газа с Каспия (Азербайджан) и Ближнего Востока в Западную Европу (Италия) через территорию Греции и Албании, пройдя по дну Адриатического моря.
Возможным объяснением такого подхода является текущая геополитика. «Северный поток-2» никак не вписывается в европейскую стратегию администрации Белого дома, чьими проводниками в Европе являются страны Балтии и Польша, так как будет работать на эконмическое сближение Москвы с Брюсселем, что рано или поздно приведет к разрушению изнутри лоббируемых США европейских санкций. Исключение Украины из схемы европейского газового транзита лишит финансовой основы подконтрольный Америке антироссийский киевский режим (ориентировочно 1,2 млрд долларов США в год), а также сузит круг возможностей для внешнего вмешательства в европейские процессы.
Сам по себе «Северный поток-2» вряд ли несет угрозу планам США, которые к 2030 г. намерены стать одним из глобальных игроков на рынке поставок природного сжиженного газа, заняв треть мирового рынка.
На сегодняшний день основными экспортными рынками США являются страны Латинской Америки и Азия (стоимость газа на 30-40% выше европейских цен). Скорее всего, речь идет о попытке срыва планов России гарантированно закрепить за собой на длительную перспективу существующие рынки сбыта. В этой политике активная роль отводится Литве, чей плавучий терминал СПГ в Клайпеде должен стать американскими газовыми воротами в Северную Европу. Как недавно заявили литовские власти, первые поставки американского газа, который «по своим характеристикам схож с российским трубным аналогом», ожидаются в феврале 2016 г. На очереди ввод в строй терминала СПГ в польском Свиноуйсцье (мощность — 5 млрд кубометров в год, то есть треть всей потребности страны). Действующий пятилетний контракт Литвы с норвежской компанией Statoil на поставку 2,7 млрд кубометров вряд ли станет помехой для США, чьи власти не раз наглядно демонстрировали, что становится с теми, кто оказываются на поляне американских экономических интересов. Рекордный штраф американской генпрокуратуры (10 млрд евро) крупнейшему французскому банку BNP Parisbas (с государственным участием) за нарушение режима санкций против Ирана — наглядное тому подтверждение (при том, что Франция не присоединялась к американским односторонним санкциям). С норвежской компанией Statoil, с учетом недавних коррупционных скандалов в Африке, разговор будет короткий.
«Северный поток-2» может стать тем катализатором, который позволит Европе проводить самостоятельную энергетическую политику, обеспечит стабильность и прогнозируемость на годы вперед и минимизирует американское внешнее вмешательство в европейские дела, прочно закрепив за странами Балтии периферийный статус.