Пострадает ли Германия от «Северного потока — 2»: фактчекинг RuBaltic.Ru
Алексей Ильяшевич
Европейские эксперты предупреждают Германию, что реализация «Северного потока — 2» станет для нее стратегической ошибкой, последствия которой будут ощущаться не одно десятилетие. Об этом говорится в публичном обращении центра аналитики European Values Think-Tank. Специалисты по вопросам безопасности из 18 европейских стран (в том числе из Литвы) выделили шесть причин, по которым ФРГ стоит отказаться от строительства трубопровода. Вместе с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при Правительстве РФ Игорем Юшковым мы попытались проанализировать аргументы противников «Северного потока — 2».
Газовый рычаг
«Мы видели, как Кремль использовал энергию для шантажа европейских демократий много раз в прошлом. В то время как правительство Германии по праву является ключевым драйвером европейских санкций в ответ на агрессию России против Украины, администрация Меркель всё еще пребывает в неведении».
На самом деле
Ни Германия, ни другие передовые европейские страны не предпринимали серьезных попыток уменьшить объемы поставок российского газа даже после «агрессии России против Украины». Строгие меры предосторожности для предотвращения перебоев с поставками также не вырабатываются, а газовые конфликты России и Украины ни разу не привели к транзитному кризису. У Германии никогда не было и нет поводов сомневаться в надежности «Газпрома» или опасаться, что в критический момент Россия перекроет вентиль.
Если бы Россия использовала энергетику в политических целях, то должна была бы заявить европейцам (желательно в январе): «Завтра мы отключим подачу газа в ваши страны и не возобновим поставки, пока вы не снимете с нас санкции и не признаете Крым частью России». Это и есть шантаж. А пока всё выглядит наоборот: против России вводят санкции, угрожают перекрыть финансирование энергетических компаний и поставки оборудования для нефтяной отрасли. Более того, Украина, Польша, страны Прибалтики открыто говорят, что нужно запретить России строить «Северный поток — 2», пока Россия не выполнит политические требования. Это и есть политизация энергетики.
«Северный поток — 2» обойдет союзников Германии?
«Северный поток — 2» позволяет «Газпрому» разделить рынки и потенциально поднять цены в Центральной и Восточной Европе. Немецкий аналитик Георг Захман красноречиво высказал эту мысль: «Самое тревожное, что “Газпром” получит еще один инструмент для разграничения стран. Тогда “Газпром” вполне может угрожать прекратить поставки газа в Восточную Европу, не угрожая своим рынкам в Западной Европе».
На самом деле
«Газпром» — это коммерческая компания. В условиях жесткой конкуренции он не может позволить себе терять клиентов, поэтому и не станет добровольно отказываться от поставок газа в страны Восточной Европы. Какой в этом смысл? Россия (ранее СССР) более 50 лет поставляет газ в Европу и никогда ничего подобного не делала. Напротив, «Газпром» постоянно указывает на выгодность своих условий в отличие, например, от СПГ‑поставок в случае с Литвой и Польшей.
Кроме того, «Газпром» не может устанавливать цены на свое усмотрение. Они всегда были привязаны к нефти. Например, когда в 2014–2015 годах цены на нефть снижались с более чем 100 до 35 долларов за баррель, цена газа упала с более чем 400 долларов за 1000 кубометров до менее чем 200 долларов. Если следовать логике критиков «Газпрома», он должен был сохранить высокие цены. Но стоимость газа для европейских потребителей упала именно потому, что она рассчитывается по формуле. При этом «Газпром» даже не подавал в суды с требованием пересмотра формулы, как это делали европейские потребители, когда цены на газ росли в годы дорогой нефти.
Еще один факт: по результатам антимонопольного расследования ЕС против «Газпрома» российский концерн согласился установить систему, при которой цены в соседних государствах не могут существенно отличаться. Другое требование антимонопольной службы ЕС «Газпром» также выполнил: в его контрактах не существует запрета на реэкспорт. Поэтому чисто теоретически, если «Газпром» откажется поставлять газ в Восточную Европу, компании Центральной Европы смогут его реэкспортировать. Благо интерконнекторов построено много.
И еще: как «Газпром» может отказаться от поставок газа в страны Восточной Европы, в частности в Польшу, если через нее проходит около 40 миллиардов кубометров газа в год? Тут можно вооружиться калькулятором. В 2017 году через Украину прошло транзитом 93,5 миллиарда кубометров газа. Если бы все обходные газопроводы были готовы («Северный поток — 2» — 55 миллиардов, «Турецкий поток» — 31,5 миллиарда и дозагруженный «Северный поток — 1» — 4 миллиарда), то 3 миллиарда кубометров всё равно «не влезли» бы, их пришлось бы «гнать» через Украину. Поэтому с помощью «Северного потока — 2» «Газпром» не может создать систему, при которой Восточная Европа остается не у дел.
Сделка с дьяволом
Утверждение: «Федеративная Республика Германия де-факто будет софинансировать военную машину России, а “Северный поток — 2” еще больше ослабит Альянс».
На самом деле
Готтентотскую мораль авторов обращения опровергает простой факт: «финансированием агрессора» занимается даже нынешний киевский режим, стараниями которого товарооборот между РФ и Украиной по итогам 2017 года существенно возрос. Но составители послания почему-то уверены, что именно Германия должна отказаться от выгодного сотрудничества с Россией.
«Северный поток — 2» всего лишь новый маршрут доставки российского газа европейским потребителям. А объемы, за которые «Газпрому» платят деньги, идут и сейчас, но через Украину. Поэтому авторы подобных аргументов должны срочно призывать к прекращению поставок через Украину. Ведь «Северный поток — 2» будет готов только к 2020 году, а прекратить финансировать российскую военную машину нужно уже сейчас!
Строительство «Северного потока — 2» логичнее, напротив, отнести к мерам, очень нужным для ослабления «российской военной машины». Ведь «Газпром» потратит на финансирование проекта около 5 миллиардов евро и заплатит меньше дивидендов государству. А государство тратит эти деньги в том числе на военные нужды. Так что критики РФ должны выступать на митингах с плакатами «Больше газопроводов из России!».
Коррупция передается «газовым путем»
«Северный поток — 2» усугубит стратегическую коррупцию в Европе, как показывает дело Шредера. Аналитики безопасности уже давно забили тревогу по поводу уровня проникновения российской разведки в Германию. Ни один из участников с немецкой стороны в сделках с «Газпромом» в Германии, не исключая и бывшего офицера Штази Маттиаса Варнига или бывшего канцлера Герхарда Шредера, не подвергался официальному контролю или реальной изоляции в последнее десятилетие.
На самом деле
Авторы свалили в кучу и разведку, и коррупцию. В любом случае сведения о коррупции российских чиновников не должны тревожить их европейских партнеров, если сами они действуют в соответствии с законом. В правовом поле Европы «Газпром» не обладает какими-либо преференциями — это всего лишь деловой партнер стран-импортеров. Вызывает недоумение, каким образом члены Евросоюза могут «заразиться» коррупцией от торговли с Россией.
Если «Газпром» или Россия развивают коррупцию в Европе, покажите нам конкретные примеры и посадите преступников в тюрьму. Однако мы не видим уголовных дел, хотя в офисах «дочек» «Газпрома» в Европе проводились обыски в рамках антимонопольного расследования.
Непонятно, зачем «Газпрому» подкупать европейских политиков или бизнесменов. Какой в этом смысл? Литва стала закупать СПГ у норвежской Statoil по более высоким ценам, чем у «Газпрома», причем покупать стала только государственная компания «Литгаз». Но никто не обвиняет ни литовское руководство, ни норвежцев в коррупции. Аналогично с закупкой Польшей СПГ у компании «Катаргаз»: на момент подписания контракта российский газ стоил Польше 400 долларов за 1000 кубометров, а катарский — 800 долларов. На мысль о коррупции наталкивает скорее отсутствие экономической логики в этих случаях.
Излишняя роскошь
«Энергетическая повестка дня ЕС подчеркивает важность диверсификации и необходимость разукрупнения. Под огромным влиянием ФРГ Евросоюз также продвигает возобновляемые источники энергии. Эксперты утверждают, что уже существующая газовая инфраструктура является более чем адекватной для обеспечения транспортировки необходимого объема на европейский рынок».
На самом деле
Европейцы долго проповедовали правила открытого рынка, свободной конкуренции. Россия следует этим принципам. Пусть газ свободно конкурирует с другими источниками энергии, не нужно субсидировать ВИЭ. Компании должны быть вправе строить любую инфраструктуру при соблюдении законодательства. «Северный поток — 2» отвечает всем законам ЕС, поэтому все страны, кроме Дании (пока), выдали разрешение на строительство в своей акватории вне зависимости от своего отношения к проекту и России на политическом уровне.
Вопрос, достаточно или нет Европе инфраструктуры по приему газа, не находится в области политики. Если это коммерческий проект, он может быть реализован. ЕС может либо дать ему денег из европейских фондов, либо не дать. «Газпром» этих денег не просит. Если же запрещать инфраструктуру в случае ее избыточности, тогда нужно запретить все новые проекты СПГ‑терминалов и снести уже построенные в последние годы, ведь средняя загрузка приемных СПГ‑терминалов в Европе уже много лет составляет около 20%. То есть 80% мощностей простаивают.
Токсичный русский газ
«“Северный поток — 2” наносит существенный экологический ущерб. Примерно 70% всего российского импорта газа в Европу пройдет по двум подводным трубопроводам, уязвимым для терроризма, которые гораздо менее безопасны, чем существующие наземные маршруты».
На самом деле
Никаких нареканий относительно работы «Северного потока — 1» у экологов до сих пор не возникло, поэтому вызывает недоумение, почему второй трубопровод может нанести какой-либо ущерб экологии региона. Нет вопросов и к газопроводам из Алжира через Средиземное море, нет вопросов к газопроводам из Норвегии и вообще к добыче газа на европейских шельфах, в частности в Северном море. С учетом роста терроризма в самой Европе, может, европейцам вообще запретить использовать газопроводы или сам газ? Сегодня террорист въехал в толпу на грузовике, а завтра он врезался в газопровод…
Но таких запретов нет. Не говоря уже о том, что на территории ЕС есть атомные станции, которые также могут стать целью террористов. К тому же большой вопрос, почему это европейцы так уверены в том, что газопровод через Украину в безопасности. Во-первых, он старый, а капитальный ремонт там не делали очень давно. Во-вторых, группировки радикалов вполне могут взорвать трубы или захватить газокомпрессорные станции. Те, кто над таким сценарием смеются, пусть вспомнят, почему прекратилась поставка электроэнергии со стороны Украины в Крым. Формально власти не останавливали электроэнергию, просто некие активисты взорвали опоры ЛЭП и не давали их восстановить бригадам ремонтников.