Экономика Экономика

Прогрессивный налог в Латвии — предвыборная игра с небогатым электоратом

Правящая коалиция латвийского Сейма договорилась перейти на прогрессивную шкалу налогообложения со следующего года. Такие меры, по словам политиков, снизят социальное неравенство в стране. На деле же одобренная Сеймом прогрессивная шкала не более чем предвыборная игра с запросами небогатого электората. Мера, создающая лишь иллюзию социальной справедливости, неспособная повысить уровень жизни латвийцев, их реальный доход.

В Латвии ввели прогрессивный налог. Богатые заплатят за бедных, решила

правящая коалиция. При доходах до 20 000 евро в год ставка подоходного налога с населения с будущего года составит 20%, от 20 001 евро до 55 000 евро — 23%, свыше 55 000 евро — 31%. Минимальную заработную плату планируется поднять до 430 евро в месяц (сейчас — 380 евро), необлагаемый налогом минимум — до 250 евро. Налог на солидарность будет отменен. Социальные взносы увеличат на один процентный пункт для дополнительного финансирования «голодающей» системы здравоохранения.

Правые латвийские политики выбрали левый экономический курс: заработал — делись. Симпатичное для избирателей решение, учитывая парламентские выборы следующего года и неясные перспективы правящей коалиции сохраниться. Но готова ли к таким рецептам Латвия?

«Есть один принцип. Когда страна бедная, то ей просто необходимо идти правым курсом развития, который подразумевает невмешательство государства в бизнес, очень низкие налоги, стимулирующие предпринимательство и накопление капитала, — критикует решение правящих руководитель бизнес-школы Turība и президент Торгово-промышленной палаты Айгарс Ростовскис. — Что касается социальных пособий, то они должны быть минимальны. А как кто живет — плохо или хорошо — это уже индивидуальная ответственность каждого. Но когда страна стала уже достаточно богатой, то можно проводить в жизнь левые идеи — то есть повышать налоги и пособия. Потому что уже заработали».

Айгарс Ростовскис

Экономический дарвинизм — непопулярная среди латвийцев позиция (большинство жителей республики традиционно выступают

за прогрессивный налог), но и она имеет под собой серьезные основания.

Проблема даже не в этике. Само состояние латвийской экономики сегодня слабо соотносится с идеей прогрессивного налогообложения, нерелевантно утвержденной депутатами Сейма модели.

При нынешней доле «теневого» сектора — более 20% ВВП — прогрессивная шкала лишит и без того дефицитный бюджет ощутимой части налоговых поступлений.

Именно поэтому Еврокомиссия (ЕК) «выражает сомнения» относительно латвийской налоговой реформы, «предупреждает правительство о рисках». ЕК тревожит дефицит бюджета, который возникнет в результате пересмотра подоходного налога с населения и рискует нарушить обязательства Латвии в рамках европейского Пакта стабильности и роста.

Слово Еврокомиссии для латвийских бюрократов — истина в последней инстанции. Однако на этот раз принцип безоговорочного подчинения Брюсселю не сработал. На носу выборы, и надо ублажить электорат.

Еще одна немаловажная препона на пути работы прогрессивного налогообложения в Латвии — политическая коррупция. Через повышенный налог для получателей крупных зарплат правящие будут изымать деньги у солидных налогоплательщиков, делить их по своему усмотрению. Часть этих средств, безусловно, перепадет партийным спонсорам.

«Кошельки» правящей партии смогут «отбить» вложения с минимальными политическими последствиями для своих «содержанок»: число получателей крупных зарплат, для которых предусмотрена максимальная ставка в 31%, не более двух с половиной тысяч человек. Электоральная база не сильно пострадает. Для основного же избирателя будет создана видимость социальной справедливости.

Предвыборная составляющая налоговой реформы понятна. Правая коалиция заблаговременно начала мериться с «Согласием» левизной.

Но вот способна ли одобренная Сеймом прогрессивная шкала стимулировать экономический рост или сгладить неравенство? Нет.

Здание Парламента (Сейма) Латвии

Самая большая ставка, как уже было сказано, относится лишь к паре тысяч получателей сверхкрупных зарплат. Снятие «излишков» у этих высокооплачиваемых тружеников частного сектора компенсируется отменой налога солидарности: чтобы не сильно обижались.

Повышение минимальной заработной платы с 380 до 430 евро обойдется предпринимателям в 13 млн евро. В свою очередь, оклад работнику в 430 евро означает расходы для работодателя в 532 евро. Непосильное бремя, особенно в регионах. Около 20 тыс. малых предприятий просто не выдержат этого, бьет тревогу Латвийская ассоциация торговцев.

Как итог, 60 тыс. человек потеряют работу. Часть из них пополнит ряды эмигрантов.

После роста минималки и необлагаемого налогом минимума у населения на руках будет оставаться больше денег… но лишь номинально. На деле высвободившиеся средства будут съедены увеличением акцизов на алкоголь, табак, топливо и вызванной этими мерами инфляцией. Зато картинка перед выборами красивая: евробумажек в карманах латвийцев станет больше… только покупательная способность их снизится.

Вот и получается, что одобренная латвийским Сеймом модель прогрессивного налога не более чем предвыборная игра с запросами небогатого электората. Мера, создающая лишь иллюзию социальной справедливости, неспособная повысить уровень жизни латвийцев, их реальный доход.