Европейская комиссия (ЕК) обнародовала подробные отчеты по основным социально-экономическим проблемам каждой из стран — участниц ЕС. Самыми проблемными смело можно назвать Прибалтийские республики. В каждой из них отмечается высокое неравенство доходов и риск нищеты, пугающие темпы эмиграции, проблемы с медициной и образованием. Исследования Еврокомиссии подоспели весьма кстати: в разгар борьбы за новый бюджет ЕС Прибалтика заинтересована в том, чтобы ее экономическое положение выглядело как можно хуже.
В опубликованных отчетах показано, насколько добросовестно каждая из стран ЕС выполняет разработанные специально для нее рекомендации. Судя по диаграммам, Прибалтика старается. С 2011 года Латвия добилась полного, существенного или хотя бы некоторого прогресса по 70% рекомендаций. У Эстонии и Латвии этот показатель достигает 93% и 95% соответственно. По европейским меркам это внушительные результаты.
Для сравнения: образцовая Германия выполняет рекомендации ЕК только на 54%, Венгрия — на 52%, а Польша не дотягивает и до 50%.
Но угнаться за ними прилежные прибалты все равно не могут. На поверку проблем у них оказывается как минимум не меньше, чем достижений.
В отчете по Эстонии говорится, что она продемонстрировала сильный экономический рост во всех секторах благодаря государственным и частным инвестициям. Но производительность труда в республике остается низкой, ощущается дефицит квалифицированных кадров.
Доля людей с неудовлетворенными медицинскими потребностями остается одной из самых высоких в ЕС. Возрастает также доля молодых людей, не имеющих образования, работы или профессиональной подготовки.
Эстонец подвержен риску бедности или социальной изоляции больше, чем среднестатистический европеец.
Серьезные сбои в Эстонии дает система социальной защиты. «В некоторых регионах предоставление услуг особенно затруднено, — пишут авторы отчета. — Основными причинами этого являются отсутствие общей системы комплексного предоставления социальных и медицинских услуг и высокие расходы. Нищета и социальная изоляция увеличились главным образом потому, что доходы беднейших слоев населения — пожилых людей и людей с низким уровнем образования — выросли меньше, чем средняя заработная плата».
Региональное неравенство также приобретает угрожающие масштабы. Здесь авторы документа вообще не находят для Эстонии ни одного ободряющего слова: «Меры, направленные на то, чтобы помочь северо-восточным и юго-восточным регионам догнать остальную часть страны, зашли в тупик».
Та же проблема актуальна и для Латвии
Но за последние годы республика не смогла преодолеть ни социальное, ни региональное неравенство.
Периферия сильно отстает от Риги. По доходам на душу населения Латвия по-прежнему сильно отстает от среднеевропейского показателя, и эта разница становится мощным драйвером эмиграции.
По мнению ЕК, остановить сползание Латвии в демографическую яму поможет сокращение отставания от остальной Европы. Но как его сократить, если латвийская экономика теряет свой самый ценный ресурс — рабочие руки?
Получается замкнутый круг. И даже оптимистично настроенные авторы отчета сомневаются, что Латвия сможет из него вырваться.
«Опасения относительно устойчивого сближения со средними показателями по ЕС сохраняются из-за растущих инфраструктурных издержек Латвии, вызванных сокращением численности населения, плохими инновационными показателями и недостаточными инвестициями в человеческий капитал».
В принципе, Латвия собрала стандартный прибалтийский набор: высокое имущественное неравенство, непрогрессивную систему налогообложения и социальной защиты, проблемы в гуманитарной сфере.
Доходы распределяются более неравномерно, чем в среднем по ЕС, причем в 2018 году этот показатель даже ухудшился. Пожилые люди и инвалиды сталкиваются с высоким риском нищеты. Доступ к медицинскому обслуживанию и качественному образованию затруднен как для людей с низкими доходами, так и для жителей периферийных регионов (по уровню доходов столица опережает самые бедные регионы примерно вдвое). Коррупция продолжает оставаться в числе главных угроз для латвийской экономики.
В Литве сложилась принципиально такая же ситуация. С одной стороны — высокая деловая активность, экономический рост, устойчивое частное потребление. С другой — высокие темпы эмиграции и нехватка рабочих рук.
То есть «успехи» литовской экономики замечают все, кроме самих литовцев, которые разбегаются из страны.
«В долгосрочной перспективе основными проблемами для Литвы остаются сокращение численности населения и сохраняющаяся слабость ее систем образования и здравоохранения. Это происходит на фоне высокого неравенства доходов и бедности, слабой поддержки инноваций и низкой эффективности использования ресурсов, особенно в сферах транспорта, жилищного сектора и промышленности», — предупреждают в Еврокомиссии.
Нетрудно догадаться, что Литва также присутствует в списке стран с критическим уровнем нищеты. Этому риску традиционно подвержены самые незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки. Они испытывают трудности с доступом к государственным услугам.
Сфера образования реформируется слишком медленно: учителя стареют, количество школьников и студентов уменьшается, а их успеваемость ниже, чем в среднем по ЕС. Здоровье нации также оставляет желать лучшего: смертность от болезней, поддающихся лечению, в Литве остается одной из самых высоких среди европейских стран.
Авторы исследования признают, что за ростом литовской экономики скрывается плачевное положение отдельных категорий населения и жителей периферийных регионов.
Впрочем, и сами литовские власти в последнее время этого не скрывают. В пылу дискуссии по новой семилетней финансовой программе Евросоюза президент прибалтийской республики Гитанас Науседа заявил, что Литва не так успешна, как может показаться: экономика много лет развивалась «по принципам и в условиях Дикого Запада», что привело к сильному социальному и имущественному разобщению.
Те же месседжи повторяют и политики рангом пониже, пытаясь доказать, что Литву нельзя лишать дотаций из еврофондов. Еще слишком много нерешенных проблем, которые так и останутся нерешенными без серьезной финансовой поддержки со стороны Евросоюза.
Отчеты ЕК Литва, Латвия и Эстония вполне могут использовать в качестве аргументов.Разгромными их не назовешь: каждый «балтийский тигр» получил большую порцию похвалы за успехи в экономике и реформах (к тому же все они прислушиваются к рекомендациям Брюсселя). Только «тигры» эти все равно больны, беззащитны, не способны самостоятельно добывать себе пропитание. Кому, как не Евросоюзу, о них заботиться?