В Брюсселе прошла первая встреча по бюджету Евросоюза на период 2020–2027 годов. Лидеры Европы обсудили финансовое будущее организации в связи с выходом из нее Великобритании. При этом потери общего европейского бюджета (от 10 до 13 млрд евро) могут быть восполнены за счет урезания финансовой помощи странам — членам ЕС. Портал RuBaltic.Ru разобрался, какие государства окажутся первыми в списке.
На встрече глав государств и правительств 27 стран — членов ЕС лидеры «Старой Европы» продемонстрировали решимость навести дисциплину и призвать к ответу тех, кто нарушает демократические нормы. Заседанию в верхах предшествовали активные спекуляции в европейских СМИ относительно кандидатур на ограничение европейской помощи. Точки над i в ходе пресс-конференции расставил президент Франции Эммануэль Макрон. Он заявил, что «было бы логичным приостановить выплату средств из фондов ЕС, когда люди не уважают европейские ценности».
Французский лидер, который вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель продвигает новую концепцию ЕС «Европа разных скоростей», выразился предельно ясно: «…те, кто намеренно пренебрегают правилами ЕС, принимают нас за дураков».
Всем было понятно, что речь идет о Польше, которая не устранила в течение трех месяцев нарушения европейского законодательства, как того требует введенная Еврокомиссией в конце 2017 года санкционная процедура.
Вопрос бюджетной оптимизации на брюссельской повестке отнюдь не праздный. Взносы Великобритании составляли 10% от совокупного европейского бюджета, заместить их будет не так-то просто. Европейское законодательство запрещает любой дефицит европейского бюджета. А это значит, есть два варианта: вводить новые налоги или урезать масштабные проекты и сокращать размер дотаций.
Брюссельские чиновники вряд ли отважатся накануне выборов в Европарламент в мае 2019 года вводить для латания дыр дополнительные налоги. В противном случае можно столкнуться с недовольством 350 млн избирателей.
Что касается основных доноров ЕС, Франции и Германии, то их лидеры не раз заявляли о необходимости реально смотреть на вещи: выравнивание экономик развивающихся восточноевропейских стран до уровня развитых экономик «Старой Европы» нецелесообразно и крайне затратно. Сегодня на это тратится ориентировочно треть всего бюджета ЕС. Поэтому лидеры Франции и Германии выступают за градацию на страны «первой скорости», которые формируют экономический костяк ЕС, и государства периферии с умеренными темпами развития. Отсюда и название концепции — «Европа разных скоростей».
Европейские гранды также выступают за сокращение расходов при планировании бюджета на период 2020–2027 годов. А это, в свою очередь, означает, что все страны — члены ЕС будут платить больше, чем получать.
Польше есть что терять. Варшава ежегодно получает дотации из европейских фондов в размере более 10 млрд евро — порядка 80 млрд евро за весь бюджетный цикл.
Всё это до недавнего времени позволяло стране демонстрировать устойчивый рост ВВП, входить в топ-пять экономик ЕС, а также обеспечивать высокий уровень жизни и достаток населения. Вклад европейской структурной помощи в темпы роста ВВП страны оценивается экспертами от 0,5 до 1 процентного пункта (в 2017 году рост ВВП составил 4,6%, или 0,5 трлн долларов США).
В случае сокращения евродотаций польские власти столкнутся с серьезными социально-экономическими вызовами. Они более не смогут реализовывать главный популистский проект, с которым партия «Право и справедливость» («ПиС») победила на парламентских выборах в 2015 году. Речь идет о внедрении универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых (125 евро) в месяц на ребенка вне зависимости от дохода семьи. Реализация этой программы требует огромных государственных расходов — около 1% ВВП в год.
Всё это чревато политическими издержками для «ПиС», чья репутация и так была подмочена противоречивой конституционной реформой, вызвавшей широкий общественный резонанс.
Помимо Польши, вопросы есть у Еврокомиссии и к Венгрии, хотя и не в такой жесткой форме, как предъявленная Варшаве седьмая статья Лиссабонского соглашения о ЕС (процедура санкций).
Как подчеркнул в своей речи Макрон, «финансовая солидарность работает только в том случае, когда она отвечает общим европейским ценностям и проектам, а не используется в одностороннем порядке для решения своих социальных и фискальных проблем». Ранее немецкий канцлер Ангела Меркель также подвергла критике венгерские власти за отказ претворять в жизнь миграционную политику ЕС.
Кто еще из европейских стран может оказаться в списке на сокращение финансовой помощи? Высокие шансы есть у Литвы. На днях глава Литовского государства Даля Грибаускайте в ходе визита в Вильнюс польского коллеги Анджея Дуды по случаю столетия независимости прибалтийской республики официально заявила о своей поддержке Варшавы в противостоянии с Еврокомиссией.
«Мы не будем поддерживать никаких насильственных и силовых методов против любой страны, в том числе и Польши», — заверила Грибаускайте главу Польской республики.
В случае голосования стран — членов ЕС по Польше Литва просто заблокирует процесс, как она сделала в свое время, к примеру, при рассмотрении вопроса о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом.
Литва, как и Польша, является реципиентом европейской финансовой помощи. По данным литовского Центра восточноевропейских исследований, «европейские дотации составляют около трети всего бюджета страны». А такие сектора экономики, как строительство и информационные технологии, особенно уязвимы из-за высокой степени зависимости от европейских дотаций.
По словам председателя парламентского Комитета по бюджету и финансам «агрария» Стасиса Якелюнаса, «структурная зависимость некоторых секторов экономики Литвы и госфинансов от средств помощи ЕС может составлять около 4% от ВВП».
О потенциальных финансовых проблемах Литвы говорит и международное рейтинговое агентство S&P в своем «Индексе уязвимости от Brexit», отводя первое место прибалтийскому государству. Кстати, Минфин Литвы раскритиковал эти «нелогичные» выводы, сделанные на «базе упрощенных предпосылок».
Нелишним будет напомнить, что инвестиции структурных фондов ЕС в Литве в период 2014–2020 годов составят 8,4 млрд евро.
Без этих вливаний реальный рост ВВП в стране был бы на пару процентов меньше (не более одного процента), а уровень безработицы — на три-четыре процента выше.
Вся история экономического «успеха», о которой так любят говорить литовские власти, — заслуга Брюсселя, который уже много лет «тащит» на себе финансовое бремя этого периферийного прибалтийского государства. Литовская статистика стала более выигрышной не в силу проведенных литовскими властями структурных реформ экономики, а на фоне падения среднего уровня достатка в ЕС.
К достижениям правящих элит Литвы можно причислить лишь рекордный разрыв в благосостоянии между бедными и богатыми (примерно в 20 раз), а также ярко выраженную диспропорцию развития территорий государства. Согласно исследованию банка SEB, «лишь четверть жителей страны положительно оценивают свое финансовое состояние, треть литовцев живет в нищете, поскольку не может позволить себе приобрести новую одежду, 7% респондентов не имеют денег на нормальное питание, а каждый двенадцатый опрошенный намерен уехать из страны в ближайшие три года».
Вильнюс, заняв сторону Польши в конфликте с Еврокомиссией, рискует очутиться в списке первых кандидатов на сокращение финансовой помощи.
Брюссель в любой момент может потребовать от Литвы выполнения выданных еще в 2015 году рекомендаций по расширению налоговой базы. А также напомнить об игнорировании литовскими властями с 2010 года позиции МВФ о необходимости ввода налога на недвижимость.
Сокращение финансовой помощи негативно отразится на реализуемой Вильнюсом с 2017 года новой затратной социальной модели, а также программе финансирования оборонных расходов (2% от ВВП). Всё это не мешает Литве претендовать на статус «развитой» экономики, стремясь в члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда республика рассчитывает попасть уже весной этого года. А за престижный статус придется платить в разы больше. Только вот загвоздка: в случае отклонения заявки Вильнюса ОЭСР второго шанса не даст, так как сокращение евродотаций означает выбывание из обоймы стран с развитой экономикой.