Прибалтика оказалась бессильна остановить «Северный поток — 2»
Михаил Захаров
Газопровод «Северный поток — 2» построен на 75% и выходит на финальную стадию реализации. Запустить газопровод должны до конца этого года. Российский трубопроводный газ, переправляемый по дну Балтийского моря европейским потребителям, поможет соблюсти энергетические интересы как России, так и участвующих в проекте стран Западной Европы, поэтому новый газопровод неизбежно будет запущен. Аналитический портал RuBaltic. Ru разобрался, почему Польша, страны Прибалтики и другие выступавшие против «Северного потока — 2» восточные европейцы проиграли уже сейчас.
Шаг за шагом
В среду, 21 августа, были завершены работы по укладке газопровода «Северный поток — 2» на финском участке. Об этом на следующий день сообщил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции с финским коллегой Саули Ниинистё. «Думаю, что проект будет реализован», — добавил российский лидер, отвечая на вопрос о будущем газопровода.
Вопрос о завершении строительства СП-2 далеко не праздный — и дело не только в стоимости проекта, которая оценивается примерно в 9,5 млрд евро. И не в технической сложности — а в СП-2, между прочим, будут входить две нитки трубопровода мощностью 55 млрд кубометров, проходящие из России в Германию по дну Балтики.
Вопрос заключается в том, что на проект осуществляется мощное политическое давление как со стороны США, так и со стороны стран Восточной и Северной Европы, а также Прибалтики.
Формальных оснований для противодействия у этих государств нет: газопровод пройдет через исключительные экономические зоны или территории стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря: России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
Кроме того, к СП-2 вряд ли можно выставить претензии и с точки зрения экологии: на строительстве применяются самые современные технологии, чтобы устранить возможные риски для окружающей среды.
Однако СП-2 опосредованно затрагивает интересы широкого круга стран — и дело здесь уже «пахнет» не газом, а международной политикой.
Подковерная борьба
Во-первых, новый газопровод совершенно не выгоден США, которые лоббируют поставки в ЕС собственного сжиженного газа и видят себя основным бенефициаром сокращения экспорта российского газа в Германию.
Во-вторых, против российско-немецкого проекта выступает Украина, которая в случае запуска СП-2 не досчитается сотен миллионов долларов за транзит российского топлива по своей территории, тем более что договоренности об этом истекают уже в конце этого года.
Ну и куда без Румынии, Польши, Эстонии, Латвии и Литвы, верно поддерживающих все американские начинания, пусть даже и вопреки собственным интересам?
Критики СП-2 в Восточной Европе часто говорят о его угрозе энергетической безопасности европейских стран, поясняя, что этот проект якобы несет опасность для диверсификации энергопоставок в Евросоюз. Фактически же с подачи США эти страны критикуют все российские инициативы без исключения, как это хорошо видно на примере Литвы и ее устойчивой политической линии — от Валдаса Адамкуса до Гитанаса Науседы.
Сами же американцы также активно препятствуют строительству газопровода, даже не скрывая своих экономических амбиций. С более дешевым российским топливом им тяжело конкурировать, поэтому в ход идут не только слова, как у восточноевропейских стран.
Парламентарии США уже назвали проект газопровода «радикальным шагом назад», а теперь готовят санкции против строителей российского трубопровода.
«По этому трубопроводу российское влияние будет поступать прямо в Европу, и именно это мы пытаемся предотвратить». Так американцы маскируют мотивы своего вмешательства в российско-немецкую энергетическую инициативу, хотя, кстати, в Москве «Северный поток — 2» называют сугубо коммерческим проектом.
Если эту «трагедию и ошибку Германии» (как назвал СП-2 Дональд Трамп) не удается отменить, можно затянуть процесс сооружения газопровода. По крайней мере, именно так выглядят действия Дании, которая сегодня находится в процессе согласования строительства.
Копенгаген, кажется, внял словам американских политиков и не выдает разрешение на прокладку трубопровода в своих территориальных водах или исключительной экономической зоне.
Впрочем, для судьбы СП-2 после завершения финской части проекта это уже не столь критично: альтернативный маршрут без удорожания для проекта уже разработан, да и позиция Дании по поводу СП-2 после ссоры Вашингтона и Копенгагена после предложения Трампа о покупке Гренландии может измениться.
Успех неминуем
Несмотря на все нападки со стороны противников строительства, СП-2 уже на три четверти готов. Сопротивление со стороны США и их союзников может лишь затянуть сроки — но не отменить проект, когда он находится на такой стадии готовности.
Тем более что, как отметил Владимир Путин, «объективная сторона дела заключается в том, что Европа заинтересована в получении российского газа». Наиболее богатые и влиятельные страны в Европе вроде Германии и Франции действуют рационально и не готовы идти на жертвы ради интересов США.
В этих странах умеют считать деньги, и страны Западной Европы не очень-то хотят следовать примеру восточноевропейских соседей, которые покупают газ по повышенным ценам ради политических амбиций. Поэтому и дипломаты этих стран выражают «заинтересованность углублять и инвестиционное сотрудничество, содействовать российским компаниям в реализации крупных проектов, включая «Северный поток — 2»», как это на днях подтвердил глава МИД ФРГ Хайко Маас.
Впереди, конечно, будет еще много громких слов со стороны США и американских сателлитов, критики, осуждений, попыток действовать чужими руками, но вряд ли они смогут помешать закончить СП-2. Такие попытки политизировать тему и уйти от прагматичного обсуждения никак не связаны с реальной энергобезопасностью региона.
Так что противникам прокладки «Северного потока — 2» останется только наблюдать за его запуском 31 декабря 2019 года — и платить за расходы на голубое топливо по совершенно другим ценам.