Литва в борьбе за энергонезависимость платит тройную цену
Борис Марцинкевич
Литва решила выкупить в 2024 году судно-газохранилище Independence, находящееся на стоянке в Клайпеде. По словам председателя правительственной комиссии по развитию экономической инфраструктуры, премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса, этот шаг призван «максимизировать энергетическую независимость Литвы и снизить расходы на природный газ для населения». Сможет ли выкуп СПГ-терминала обеспечить конкурентоспособные цены на энергоресурсы в Литве, разобрался эксперт по энергетике аналитического портала RuBaltic.Ru.
В конце 2015 года руководители и политики Литвы громогласно заявили, что достигли «полной энергетической независимости от России». В Клайпеде у причала встало регазификационное судно Independence, из Швеции пришел кабель NordBalt, в Польшу пошла линия электропередач (ЛЭП) LatPolLink — полный комплект!
Теоретически все было очень стройно, но суровая реальность оказалась намного жестче. Электроэнергия из Польши в Литву не идет — 5% от общего объема импорта правильнее называть не поставками, а техническим регламентом.
Отказавшись от взаимовыгодного сотрудничества с Россией и Белоруссией в энергетическом секторе, Литва действительно добилась независимости — от здравого смысла и стабильных цен на электроэнергию.
Сжиженный природный газ (СПГ) Литва «добывает» на спотовом рынке, а цены там зависят от массы факторов — от погоды, спроса, предложения, а потому выгадать, когда именно цены окажутся приемлемыми, получается далеко не всегда. Для того, чтобы было где хранить газ, полученный с Independence, Литва в 2105 году построила газопровод Клайпеда — Куршенай, по которому газ идет в подземное хранилище Инчукалнс в Латвии. Обошлось это удовольствие в 60 млн евро, выплаченных из госбюджета Литвы, а слова, которые при торжественном открытии газопровода произнес тогдашний премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс, стоят того, чтобы их процитировать:
«Газопровод имеет стратегическое значение для всех государств Балтии. Если смотреть в более отдаленную перспективу, можно смело сказать, что рынок обязательно будет конкурентным и что мы получим выгоду. В настоящее время 60 млн евро войдут в прибавку к тарифу на транспортировку».
Выгода — она в светлом будущем появится, а пока, господа потребители, готовьтесь к повышению тарифа. Смело сказано — в том будущем, если оно настанет, премьера Буткявичюса точно не будет. А пока, господа потребители, смотрите в отдаленную перспективу и платите, платите!
Настанет ли это светлое будущее, когда Литва получит выгоду? По данным самой же Литвы, объем газа, который пришел в нее в сжиженном виде, по итогам 2017 года составил 7% от общего объема потребления. Но как подается информация об этом литовскими СМИ — просто прелесть! «60% газа Литва вынуждена была закупить у "Газпрома", 33% газа пришло из хранилища в Инчукалнсе, остальное получено на свободном рынке СПГ». И называется это все красивым словом «диверсификация» — видимо, в расчете на то, что жители Литвы настолько оторвались от реальности, что не знают того, что в Инчукалнс газ поставляет «Газпром».
Чтобы закончить «газовую тему», еще пара фактов. Стоимость аренды регазификационного судна — 88 млн евро в год, которые необходимы, чтобы на 7% «обидеть "Газпром"». Ну и самый главный признак «газовой независимости Литвы»: на Independence не работает ни один гражданин Литвы, норвежский владелец судна пригнал его в Клайпеду вместе с персоналом. Причина проста — нет в Литве ни одного специалиста для подобной работы, поскольку такой отрасли экономики тут никогда не было.
«Газовая независимость по-литовски» — взять в аренду у Норвегии регазификационное судно вместе с норвежским персоналом, купить у Норвегии минимальное количество СПГ по цене выше, чем предлагает «Газпром», и сообщить всему миру, что «Литва не зависит от российского газа».
Причина, по которой ЕС не финансировал строительство газопровода Клайпеда — Куршенай, почему Литве не помогала Латвия, — это тоже отдельная история, поучительная для тех, кто считает Евросоюз неким монолитным объединением единомышленников. Если верить господину Буткявичюсу, газопровод ведь «имеет стратегическое значение для всех стран Балтии», но платит за его строительство только Литва. Либо логика отсутствует, либо господин Буткявичюс, корректно выразимся, искажает факты.
В апреле 2009 года премьеры Литвы, Латвии и Эстонии подписали соглашение о том, что электроэнергетическая смычка из Швеции будет проложена в Литву, а не в Латвию. В качестве ответного шага Вильнюс согласился на то, что регазификационный терминал будет построен в соседней республике. Когда Литва стала самостоятельно строить терминал в Клайпеде, попросту обманув соседку, Латвия не преминула ответить любезностью — она блокировала инициативу Вильнюса о признании Independence региональным проектом и получения им финансирования ЕС.
Не менее любезно Латвия предоставила Литве возможность испытать все прелести независимости от российского газа, отказавшись покупать хоть молекулу СПГ с литовского терминала.
И теперь Литва совершенно независимо и самостоятельно оплачивает и аренду судна, и вот этот газопровод; впрочем, тут надо читать «предприниматели и жители Литвы». Менее политкорректные авторы, описывая отношения Литвы и Латвии, используют выражение «пауки в банке».
Добившись невиданных высот в «газовой независимости от России», Литва покоряет и второй пик — независимость энергетическую. В июне цена на электроэнергию в Литве подскочила на 13% — это был своеобразный вклад независимой республики в планово-предупредительный ремонт шведских АЭС. Пока идет ремонт, не идет электроэнергия по NordBalt, и за такое удовольствие, конечно, стоит приплатить.
Радость от того, что всего за 13% увеличения счетов за электричество электроэнергия идет из демократической Швеции, а не из «тоталитарной России», — это недорого, оно того стоит. Это плата за стабильность поставок из передовой страны, а не из отсталой «страны-бензоколонки».
Ремонт АЭС закончился — и что, цены вернулись на место? Нет, это было бы недемократично. Отремонтировали шведские АЭС — пора ремонтировать кабель!
За время своего существования NordBalt выходил из строя 31 раз — этим тоже надо гордиться, такое достижение России не под силу. По данным литовского оператора передачи электроэнергии LitGird, 12 раз NordBalt отключался из-за разъемов и 19 раз из-за работы преобразователей: 11 раз они выходили из строя в шведской Nibra и 8 раз — в Клайпеде. Каждая поломка вызывала у жителей Литвы прилив гордости за свою независимость. Особенно сильно они гордились в январе этого года, когда кабель не работал неделю; на рынке фиксировались скачки цены до 118 евро за МВт*час, а утренние пиковые часы «стоили» до 200 евро. Ремонт будет вести шведская АВВ, которая NordBalt и прокладывала, — качественно и эффективно, в отличие от БРЭЛЛ (энергокольцо Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), которое за все это время так ни разу и не выходило из строя.
В период с 16 августа по 28 октября шведская компания заменит наземные кабельные стяжки: 22 — на литовской стороне и 98 — на шведской. И вот тогда-то цены вернутся на прежний уровень? Не получится — лето ведь выдалось жаркое, в водохранилищах ГЭС Латвии и Швеции уровень воды аномально низкий.
Энергетическая независимость от России по-литовски — это когда ты с утра вычитываешь новости про уровень воды в Латвии, про погоду в Швеции и про то, все ли в порядке со здоровьем у бригадира электриков, меняющих кабельные стяжки. И это, вне всякого сомнения, прекрасно! Это свидетельство высочайшей мудрости политических руководителей Литвы и глубочайшей любви литовских избирателей к настоящей демократии. А настоящая демократия — это когда ты можешь позволить себе заплатить из своего кармана за газовую трубу, за электрический кабель, за муфты к нему, за ремонт шведских АЭС, за работу норвежских профи на Independence, за задвижку на плотине латвийской ГЭС, за… Ну, литовским избирателям потом скажут, за что им еще надо платить. Русофобия — дорогой товар.