Литва нуждается в проведении структурных реформ и изменении системы налогообложения. К такому выводу пришли специалисты миссии Международного валютного фонда (МВФ) в прибалтийской республике. По их мнению, перед Литвой по-прежнему стоят серьезные вызовы: сокращение численности населения, социальное неравенство и нищета. Парадоксальная ситуация: через 15 лет после вступления Литвы в Евросоюз чиновники МВФ помогают «балтийскому тигру» бороться с нищетой.
Миссия фонда под руководством Борхи Грасии приступила к работе в Литве 12 июня. За две недели эксперты должны были оценить финансово-экономическую устойчивость республики. Сам факт приезда международных эмиссаров уже бьет по имиджу «успешной европейской Литвы».
МВФ, как известно, специализируется на сотрудничестве с развивающимися странами вроде Украины — с теми, кто нуждается в кредитах и мудрых советах для проведения структурных реформ. Для Литвы это вроде бы уже пройденный этап. Она же является членом МВФ с 1991 года. За это время реформы проведены, экономика модернизирована.
Пережитки «совка» остались в прошлом, впереди — сплошное благоденствие. Не об этом ли рассказывают местные политики?
В конце концов, сам Международный валютный фонд в 2015 году включил Литву в список стран с развитой экономикой. До этого прибалтийская республика считалась «развивающейся».
Через два года подоспела новая победа: в МВФ начали рассматривать Литву как потенциального донора организации.
В министерстве финансов обеспокоились, что новая почетная миссия повлечет дополнительные расходы бюджета. Но эти расходы вполне можно назвать имиджевыми. Маленькая Литва будет дотировать крупнейший финансовый институт, давать деньги в долг другим государствам! Поистине развитая экономика.
Только в страны с развитой экономикой МВФ, как правило, не суется, не указывает на необходимость проведения реформ и не попрекает нищетой.
В случае с Литвой список рекомендаций внушительный: изменения в сфере здравоохранения и образования, расширение налоговой базы, повышение доходов бюджета, соблюдение финансовой дисциплины. Есть куда развиваться, мягко говоря.
Так не поторопились ли в МВФ записывать Литву в страны с развитой экономикой?
Для таких случаев можно ввести новую категорию — недоразвитые. Уже не развивающиеся, но еще не до конца развитые.
Члены НАТО и Евросоюза, борющиеся с нищетой. «Адвокаты» Украины, которые вместе с ней попадают в список мировых лидеров по темпам депопуляции.
«Наибольшее относительное сокращение населения за этот период (с 2019 по 2050 год — прим. RuBaltic.Ru) с потерями в 20 и более процентов ожидается в Болгарии, Латвии, Литве, на Украине и островах Уоллис и Футуна», — говорится в докладе ООН.
Еще один неприятный прогноз для Литвы недавно сделал тот же МВФ: рост экономики здесь ожидается ниже, чем в Латвии и Эстонии. Внутренний валовый продукт (ВВП) республики в 2019 году вырастет на 2,9%, а в 2020 году — на 2,6%.
Вопрос замедления темпов роста уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте недавно как раз обсудила с заместителем главы МВФ Тао Чжаном. «В данной ситуации необходимо учитывать рекомендации по укреплению экономики, которые нам дают и Европейская комиссия, и регулярно посещающие Литву эксперты МВФ, — отметила она. — Высокий уровень социального неравенства, плохое состояние здоровья населения, неэффективная система образования — все это тоже требует решений».
Любопытно, что десять лет Грибаускайте — тогда еще претендент на должность президента Литвы — кредиторов из МВФ не жаловала и находила их условия неприемлемыми.
«Это иллюзия, что нам кто-то просто одолжит — в подарок, без каких-либо условий. Индивидуального подхода к Литве не будет, условия будут применяться очень жесткие, достаточно посмотреть на Латвию», — говорила она.
Латвия действительно обращалась в МВФ и получала кредит в 7,5 миллиарда евро. Видимо, на нее намекала Грибаускайте, когда говорила, что просители МВФ «демонстрируют политическую импотенцию». Сама же Даля Поликарповна предпочитала брать кредиты на внешнем рынке.
Когда в 2013 году на Украине начинался майдан, президент Литвы запела по-другому.
Именно она предлагала Киеву помощь в переговорах с МВФ для предоставления кредита. Об «очень жестких условиях» и «политической импотенции» почему-то не вспоминала.
Может, активизация МВФ в Литве напрямую связана с уходом Дали Грибаускайте? Международные эмиссары не случайно говорят о потенциальных экономических потрясениях, к которым прибалтийская республика, по мнению председателя правления ее Центробанка Витаса Василяускаса, подготовлена намного лучше, чем 10 лет назад.
Но очередная волна кризиса все равно больно ударит по Прибалтике, а местные власти снова могут оказаться перед необходимостью брать кредиты. Тогда МВФ предложит свои услуги. Какую позицию займет президент Литвы Гитанас Науседа?
Не будем забывать и о предстоящем сокращении дотаций из еврофондов. Сворачивание масштабной программы субсидирования стран Балтии после 2021 года может существенно снизить их ВВП. Здесь Литва, Латвия и Эстония угодили в ловушку собственной «успешности».
С одной стороны, они привыкли причислять себя к экономически развитым странам Северной Европы, а одна из текущих тенденций распределения средств внутри Евросоюза — это устранение дисбаланса между устойчивым севером и неустойчивым югом.
Хотели быть в одной лиге со скандинавами? Теперь не жалуйтесь!
С другой стороны, урезание дотаций подается как объективный и закономерный итог пребывания Прибалтики в Евросоюзе. Долгие годы в рамках политики кохезии Брюссель руководствовался «принципом Робина Гуда»: забирал у богатых и отдавал бедным. То есть забирал у богатых Франции, Германии, Великобритании и отдавал бедной Восточной Европе.
За 15 лет молодые «балтийские тигры» должны были вырасти, окрепнуть, научиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Сокращение финансирования из еврофондов подразумевает, что Прибалтика действительно стала успешной и больше не нуждается в подачках.
Казалось бы, литовские власти должны этому радоваться, а они протестуют, называют новые условия неприемлемыми, требуют урезать субсидии не так резко.
А лучше вообще не урезать. Еще и сверху накинуть!
Видимо, так ведут себя «успешные» страны: клянчат дармовые деньги и выслушивают нотации кредиторов из МВФ.