Гринберг: «ЕС будет сложно смягчить санкции из-за Польши и Прибалтики»
Сергей Рекеда
Сегодня Комитет постоянных представителей ЕС даст оценку реализации мирного плана и перемирия на Украине для предстоящего в октябре обсуждения возможной отмены санкций против РФ. О том, насколько серьёзным может быть смягчение санкций и что может помешать отмене этих ограничений, порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Института экономики Российской академии наук Руслан ГРИНБЕРГ:
- Руслан Семёнович, сейчас в Европе начались дискуссии о смягчении антироссийских санкций. Как Вы считаете, с чем это связано?
- Европа заинтересована в мирном процессе. Естественно, она озабочена нашим поведением и общей ситуацией, но если они видят, что ситуация на Украине стабилизируется, то они приветствуют это.
- Поддержат ли эту инициативу США?
- Это уже другая история. Я не сторонник конспирологических схем, но считается, что им не очень выгодно ослабление напряжённости, и, чтобы господствовать в мире, им нужен конфликт.
Не могу сказать, что полностью в это верю, но всё же я думаю, что что-то в этом есть, потому что Америка тоже находится в отчаянном положении. Она уже не в состоянии управлять международными процессами, как это было раньше.
То же Исламское государство – это для них уникальная угроза, поэтому им нужно сотрудничать как с Европой, так и с Россией. Хотя США далеко, и санкции для них – ущемление, в первую очередь, наших интересов, но не своих. А для Европы это ущемление и своих, и наших интересов.
- Вы, по собственному признанию, хорошо знакомы с «внутренней кухней» Евросоюза. Чтобы смягчить санкции, нужен консенсус всех стран ЕС. Может ли сейчас быть достигнут такой консенсус?
- Сейчас это очень трудно. Думаю, есть большое влияние Польши и стран Балтии, которые очень напуганы. Искусственно или естественно – это другой вопрос, но они реально напуганы событиями на Украине. Поэтому они, конечно, будут протестовать. Я думаю, что Италии, Германии и Франции будет непросто убедить их в том, что санкции нужно отменить.
- Когда вводили последний пакет санкций, то ряд стран тоже выступил против этого, но в итоге европейское единство сохранилось. Почему так получилось?
- К сожалению, я не знаю всю подоплёку тех переговоров. Механизмы уговоров и убеждения, которые были использованы, могут быть разными.
- Если те страны удалось в итоге убедить, то, возможно, теми же способами можно убедить и балтийские республики поддержать смягчение санкций?
- Я надеюсь на это.
- Насколько известно, Вы тесно общаетесь с бизнес-кругами в Европе. Какой вывод на основе этого общения можно сделать о том, насколько пострадала европейская экономика после санкций? Насколько сильным является европейское бизнес-лобби, стремящееся к отмене санкций?
- Бизнес-лобби сильно, но в некоторых ситуациях оно не имеет особого значения. И сейчас они определённо терпят неудобства от сложившейся ситуации. Хотя мне кажется, что у нас всё же более серьёзные проблемы.
В основном страдают фермеры, продавцы продовольствия, их там 3,5%. Но при этом на Западе есть механизмы, которые их страдания компенсируют. Разница потенциалов очень велика.
- По Вашей оценке, насколько возможное смягчение санкций будет важным для России?
- Оно будет важным. Причём во многом и психологически, ведь это будет разрядкой напряжённости, возобновлением поставок.
Кроме того, это будет восстановлением прежнего спокойствия и духа сотрудничества.
Но хочу отметить, что если введение санкций сразу не ощущается, то и их отмена также не будет ощущаться сразу. Хотя на самом деле положительный процесс уже будет запущен.