Эксперт: будущее Литвы не в структурной реформе, а в смене геополитического курса
Вера Александрова
Литва уже не первый год занимает верхние строки антирейтинга Евросоюза по уровню неравенства и масштабам эмиграции. Массовый отток трудоспособного населения за границу, сокращение финансовой помощи ЕС, рост расходов на оборону вынуждают правительство искать новые способы пополнения и без того дефицитного бюджета. О том, как премьер-министр Саулюс Сквернялис и его команда будут решать сложившуюся в стране социально-экономическую ситуацию, аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с историком, журналистом, председателем «Социалистического народного фронта Литвы» Гедрюсом ГРАБАУСКАСОМ:
— Г‑н Грабаускас, в Литве зафиксирован самый высокий уровень неравенства среди стран ЕС. Как правительство Саулюса Сквернялиса намерено бороться с этой проблемой?
— Здесь получается две стороны медали. С одной стороны, некоторые меры принимаются и являются довольно прогрессивными. Насколько я понимаю, за последнее время поднимались социальные выплаты. Некоторые выплаты были подняты на 50–70 евро, что довольно ощутимо.
Но надо признать, что реформа налогообложения пока слишком узкая. У нас налог на добавленную стоимость (НДС) фиксированный и составляет 21% — это очень много и неудобно. В других европейских странах, в той же Польше например, НДС различается в зависимости от категории продукта.
Литве необходимо снизить налог на продукты первой необходимости, чтобы поддерживать покупателей. Это была бы ощутимая поддержка для рядовых литовцев.
Но правительство многие годы придерживается старого и абсолютно бестолкового порядка, когда есть фиксированная надбавочная стоимость и никакой дифференциации.
Еще я бы выделил одну важную вещь. Реформа, как я уже говорил, конечно, не идеальная, в ней есть свои плюсы и минусы. Очень критично по отношению к ней настроен банкир, кандидат в президенты Гитанас Науседа, который является ставленником западных корпоративных кланов и имеет связи с нашими консерваторами. Консерваторы в 2008–2012 годах принимали очень губительные для экономики Литвы законы. Некоторые из них, слава Богу, уже изменены, но некоторые действуют до сих пор. Так что это тоже показательно.
— Какие положительные аспекты есть у реформы?
— Те, кто зарабатывает мало, будут зарабатывать на 6–7% больше. Это немного, но хоть кое-что.
В здравоохранении намечаются изменения, и вроде бы условия улучшатся для тех, кто ожидает операции. Но пока это всё очень туманно.
Знаете, кажется, предпринимаются некоторые шаги вперед, но довольно робкие и небольшие. Не создается конкретной платформы и стратегии, всё как-то несистемно, не хватает решительности. Всё-таки Литве необходима реформа налога на добавленную стоимость — она должна быть дифференцированной; также необходима система прогрессивных налогов.
— На обсуждение реформы не был приглашен глава Банка Литвы под предлогом, что это не относится к его компетенции. С одной стороны, действительно так, с другой — раньше время от времени в подобного рода заседаниях он участвовал. Как Вы думаете, почему в этот раз его не пригласили?
— Я думаю, что это внутренние разборки. Вообще я критически отношусь к деятельности этого банка. В прошлом месяце их аналитики заявили, что надо будет перейти на другую систему и люди будут выходить на пенсию только в 73 года. Чем они руководствовались — непонятно. Это был коварный шаг, чтобы напугать людей. И ведь некоторые поверили в это.
У представителей Банка Литвы нет ответственности перед народом и каких-то стратегических целей. Они позиционируют себя как официальных лиц, но реальных интересов народа не затрагивают, какой-то глубокий анализ ситуации не проводят.
Часто устраиваются подобного рода провокации и привлечение внимания к себе, так что ничего удивительного, что их не позвали на обсуждение реформы.
— Вы как раз затронули тему пенсий. Ведь неспроста люди поверили в такой пессимистический прогноз. Несмотря на то что политики постоянно говорят об индексации пенсии, в реальности у литовцев возникают вопросы, доживут ли они до пенсии и если доживут, то смогут ли на нее прожить. Благодаря периодическим изменениям формул для расчета пенсий некоторые граждане обнаруживают, что за год работы после введения новых формул их пенсия уменьшилась на несколько евро. К чему ведет такая политика государства и чего ожидать будущим пенсионерам?
— Будущее у пенсионеров довольно мрачное на данный момент. Если волна эмиграции на Запад продолжится, а затраты на военные нужды будут повышаться, то грядет еще больший упадок. Тогда будет уменьшение пенсий, социальных программ и так далее.
Но есть надежда на смену геополитического курса, и тогда остается надежда на смену социально-экономического курса в Литве. Прогресс возможен, если эмиграция снизится, а также будет пересмотрен и снижен военный бюджет — примерно до 1% ВВП.
На самом деле многие литовцы считают, что Литве не нужны танки, военные полигоны и т. д. в таком количестве. Если всё-таки снизится доля затрат на военную оборону от несуществующих врагов, если получится остановить бегство из страны, то возможен экономический подъем. В ближайшие десять лет один из этих двух сценариев определится, и будет понятно, есть ли у страны будущее.
— Одной из мер по наполнению бюджета является повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Звучит здраво, особенно для страны, которая занимает вершину рейтинга по алкоголизму в ЕС. Однако такие законы увеличивают спрос на контрабандную продукцию из России и Беларуси, да и Латвия уже зарабатывает миллионы евро за счет спроса среди литовцев на более дешевый алкоголь. Как Вы оцениваете принимаемые меры?
— Эти действия я оцениваю очень негативно. Сильно повышать акцизы на алкоголь и табачные изделия очень недальновидно. Ведь так развивается теневой бизнес — уже даже самогон продают. Люди не перестают употреблять алкоголь и меньше не пьют. Многие едут в соседнюю Латвию и прямо на границе закупаются более дешевым алкоголем. Они привозят его себе, соседям, родственникам, друзьям. Получается, что принимаемые меры — самообман или лоббирование каких-то других интересов. В Литве многие против этого. Это непонятный шаг, который не дает никакого позитивного результата.
— Как Вы думаете, это именно необдуманные действия властей или всё-таки шаг к легализации легких наркотиков, например?
— Возможно. Действительно, в Литве очень много говорят о борьбе с алкоголем, а о борьбе с наркоманией в обществе не говорят. Ведь проблема реально существует, и она очень серьезная. Наркотические вещества продают даже возле школ, и об этом все молчат. Оказывается, что и в серьезных организациях, в бизнес-среде есть отдельные дельцы, которые продают и распространяют наркотики. Борьба с этим не принимает каких-то серьезных масштабов, и это странно.
Более того, у нас никто не борется с казино, хотя это тоже серьезная проблема. Ведь в Литве немало подобного рода заведений, в каждом, даже самом маленьком городишке несколько штук.
Об этих проблемах почти не говорится, и особенной борьбы с ними нет. Так что картина получается странная, а борьба за здоровое общество — очень условная.
— После проводимой политики каковы шансы Саулюса Сквернялиса на президентских выборах?
— Шансы у него неплохие, с одной стороны, но с другой — очень нестабильны. Всё-таки политика неоднозначная, да и конкуренты вполне сильные.
Тот же Гитанас Науседа тоже обладает неплохими ресурсами и продвигается вперед довольно хорошо. На самом деле сейчас многое зависит от команды и количества материальных ресурсов. С этим у Сквернялиса всё хорошо. Но как ситуация изменится ближе к выборам, пока рано говорить.