В Евросоюзе не утихают споры о том, каким должен быть план преодоления экономических последствий коронавируса. Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель предложили создать специальный фонд размером в 500 миллиардов евро, заручившись поддержкой Южной Европы, но решительно против этого выступила так называемая «бережливая четверка» — Австрия, Дания, Нидерланды и Швеция. А реципиенты из «новой» Европы вроде Польши и стран Прибалтики вообще далеки от дискуссии по существу. Их интересует только одно: как не остаться без доступа к «кормушке» в условиях, когда их кусок общеевропейского «пирога» все больше урезается.
Объявление о создании временного фонда для восстановления экономики ЕС с первоначальным капиталом в полтриллиона евро можно считать переломным моментом большой европейской дискуссии о методах борьбы с последствиями коронавируса.
Как известно, ранее этот вопрос раскалывал не только весь блок государств ЕС, но и его франко-германское «ядро». В споре между северянами и южанами Макрон внезапно занял сторону последних, публично заявив о том, что ЕС должен пойти по пути выпуска «коронабондов» — общеевропейских долговых обязательств. Пресса увидела в этом попытку президента Франции возглавить блок южных государств и противопоставить себя Ангеле Меркель.
Конфликт в итоге разрешился миром.
Предложение Испании и Италии о выпуске «коронабондов» немцы отвергли, но согласились внести свою лепту в спасение европейской экономики другим способом — путем создания еще одного «общака».
«Нам нужен фонд для восстановления, и о том, как может выглядеть такой фонд, Германия и Франция провели интенсивные обсуждения. Это направлено на то, чтобы Европа сплоченно и солидарно вышла из этого кризиса. Мы знаем, что вирус по-разному повлиял на наши страны, и есть угроза сплоченности ЕС с точки зрения влияния этого вируса на экономику», — утверждает Меркель.
По замыслу лидеров Франции и Германии, новый фонд после консультаций с остальными странами — членами ЕС увеличится как минимум вдвое и станет надежным подспорьем для «перезагрузки» европейской экономики. Деньги из него будут выделяться не в виде кредитов, а безвозмездно, в соответствии с коммунистическим лозунгом: «Каждому по потребностям».
Список нуждающихся предстоит утвердить Еврокомиссии.
В основе идеи фонда восстановления экономики ЕС лежит единственно возможный принцип — преуспевающие страны «подтягивают» отстающие.
Спонсируют создание сильного и стабильного Евросоюза. Меркель от этого бремени никогда не отказывалась. Просто ей нужно было найти решение, которое удовлетворит как оппонентов Христианско-демократического союза (ХДС) внутри Германии, так и строптивых южан.
Выход, казалось, был найден. Идея фонда восстановления экономики ЕС не только объединила Меркель и Макрона, но и нашла поддержку среди тех, кто изначально настаивал на выпуске «коронабондов».
Премьер-министр Испании Педро Санчес, который ранее сам выступал с идеей предоставления безвозвратных грантов, поздравил Францию и Германию с заключением соглашения. «Теперь пришло время для ЕС предложить правильный финансовый пакет. Мы должны продолжать двигаться вперед», — подчеркивает глава испанского правительства.
Отчасти его позицию разделяет и премьер-министр Италии Джузеппе Конте. Даже с учетом германо-французского фонда объем ресурсов, которые Евросоюз направляет на преодоление кризиса, ему кажется недостаточным — Рим требует «не повторять ошибки прошлого, делая слишком мало или реагируя слишком медленно». Но саму идею Меркель и Макрона Конте называет шагом в правильном направлении.
То есть за создание фонда выступают Франция, Германия, Испания и, с некоторыми оговорками, Италия. Но даже это не является гарантией успеха.
Как только было найдено компромиссное решение, против него тут же выступил новый блок государств — Австрия, Дания, Нидерланды и Швеция.
Называя себя «бережливой (экономной) четверкой», эти страны выдвигают альтернативный план спасения европейской экономики. По их замыслу, срок действия специального фонда должен быть ограничен всего-навсего двумя годами, а чрезвычайную помощь наиболее пострадавшим странам предлагается выделять в форме разовых кредитов.
Эту идею можно описать двумя словами: никакой халявы! Будьте добры преодолеть последствия коронавируса за два года и заплатить по счетам, когда встанете на ноги.
«Мы хотим продемонстрировать солидарность со странами, которые особенно сильно пострадали от кризиса, но считаем, что правильный путь — это кредиты, а не субсидии. Мы считаем, что возможно стимулировать европейскую экономику и при этом избежать обобщения долгов», — отмечает
Еще одно условие «бережливой четверки»: деньги должны выдаваться не просто так, а под гарантии проведения определенных структурных реформ.
На практике это означает, что дискуссия, которая ведется на повышенных тонах уже без малого три месяца, вернулась к исходной точке.
Австрия, Нидерланды и Германия изначально предлагали распределять пакет помощи в размере 540 миллиардов евро через Европейский стабилизационный механизм (ESM), то есть в виде кредитов. Из них 100 миллиардов должны быть направлены на льготные займы работодателям, 200 миллиардов — на кредиты бизнесу и 240 миллиардов — на кредитную поддержку конкретных государств.
Несмотря на недовольство Италии и Испании, в апреле эта программа была утверждена. Теперь же ФРГ оставляет своих традиционных «бережливых» союзников и инициирует создание нового механизма помощи пострадавшим странам ЕС, который лишен кредитной составляющей. Составы команд меняются, но характер противостояния остается прежним.
Характерно, что голоса стран Восточной Европы в этой дискуссии практически не слышны.
Никаких собственных идей они не генерируют — лишь высказываются по поводу тех или иных предложений. Венгрия присоединилась к лагерю «бережливой четверки» (которая от этого, впрочем, не стала «пятеркой»). Другие государства восточноевропейского региона тяготеют к франко-германскому тандему.
Но для них ключевой вопрос в том, какими принципами ЕС будет руководствоваться при «нарезании» общеевропейского «пирога».
Показателен пример польских властей, которые призвали пояснить работу механизма распределения средств. Только после этого Варшава будет готова оценить идею Меркель и Макрона. Оно и понятно, ведь Польша не числится в списке наиболее пострадавших от коронавируса стран.
Зачем Варшаве поддерживать идею создания нового фонда, если из этого фонда ей ничего не перепадет?
В том же ключе высказывается и президент Литвы Гитанас Науседа. По его мнению, эпидемия коронавируса должна стимулировать увеличение многолетнего бюджета ЕС, из которого кормятся Прибалтийские республики. Но перед этим им нужно подкинуть деньжат из франко-германского фонда. «Важно опираться на объективные экономические критерии и создавать равные условия для всех государств-членов, чтобы они могли воспользоваться финансовыми возможностями Европейского фонда восстановления», — утверждает Науседа.
За разговорами о «равных условиях», очевидно, кроется банальный страх.
В Польше и Прибалтике опасаются, что их не подпустят к общеевропейскому «корыту», даже если Германия, Франция и прочие доноры ЕС наполнят его доверху.
В этом есть определенная логика. Даже до эпидемии коронавируса новая семилетняя финансовая программа ЕС разрабатывалась из расчета на то, что главным приоритетом Брюсселя должна стать Южная Европа. Сегодня она тем более в центре внимания. А вопрос сохранения дотаций для поляков, литовцев и прочих обитателей восточной периферии уже не стоит на повестке дня.