Еврокомиссия планирует реформировать систему выделения финансовой помощи странам — членам ЕС после 2020 года. Денег станет меньше, и получать их будут не Венгрия, Польша и страны Прибалтики, а Греция, Италия и Испания, которые сильнее всех пострадали от кризиса еврозоны. Получается парадоксальная ситуация: Прибалтику наказывают за хорошее поведение, а Южную Европу награждают за плохое. Литва, Латвия и Эстония урезали социальные выплаты и сокращали рабочие места, чтобы улучшить свои макроэкономические показатели, и их за это теперь лишат финансирования. Греция, Италия и Испания погрязли в долгах, чтобы весело и безбедно жить, и им за это теперь дадут денег.
Влиятельное британское издание Financial Times сообщает, что Еврокомиссия готовит реформу системы выделения финансовой помощи из фондов ЕС. Если раньше еврофонды распределялись между наиболее бедными европейскими странами на основании показателя ВВП на душу населения, то теперь будут приниматься в расчет другие критерии.
Брюссельские финансовые потоки будут перенаправлены странам еврозоны, наиболее пострадавшим от последнего кризиса. «Есть информация, что предложение, с которым 2 мая выйдет Еврокомиссия, включит в себя разные критерии. Не только ВВП, но, например, безработицу среди молодежи, миграционный и другие вопросы», — бьет тревогу депутат эстонского парламента Рийгикогу Марко Михкельсон.
На практике смена концепции предоставления финансовой помощи означает, что Евросоюз заберет брюссельские деньги у Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и стран Прибалтики и передаст их Италии, Греции, Испании, Португалии.
Страны Южной Европы являются лидерами по безработице вообще и молодежной безработице в частности. У них самые высокие показатели суверенного долга по отношению к ВВП. В Италии соотношение государственного долга к ВВП составляет 132%, в Португалии — 128%, на Кипре — 108%, в Греции — 183%.
Греция, Испания и Португалия так и не оправились после кризиса, свой суверенный долг они обслуживают с большим трудом, и в случае нового кризиса их может ждать дефолт. Поэтому Евросоюз планирует «скинуться» всем миром и оттащить хронических южноевропейских должников от края финансовой бездны.
Интереснее всего то, как Южная Европа понабрала столько долгов. Фактически она много лет жила в кредит, поддерживая внешними займами высокий уровень жизни населения.
Средние брутто-зарплаты в частном секторе (до вычета работодателем социальных выплат) в этой части Евросоюза составляют 2,5 тысячи евро в Испании и 3 тысячи евро в Италии. Для сравнения, брутто-зарплаты в Прибалтике составляют 880 евро в Литве, 1 тысячу евро в Латвии, 1,3 тысячи евро в Эстонии.
После увольнения безработные в Испании и Италии могут четыре года сидеть на пособии по безработице. Причем первые полгода это пособие составляет 80% от зарплаты, затем — 60%.
Получается, что сидящие без работы и ничего не делающие испанцы и итальянцы получают от государства в два-три раза больше, чем работающие в своих странах латыши и литовцы.
В этом разгадка того удивительного факта, что многие жители Прибалтики эмигрируют в «кризисную» Испанию, но сложно найти испанца, который переехал бы жить в «процветающую» Литву. «Кризис» и «процветание» существуют только в бумажках чиновников и кабинетных экономистов, а живые люди оценивают свою жизнь по совсем другим критериям, чем аудиторы МВФ. Их интересует не макроэкономическая стабильность, не рейтинг кредитоспособности от международных аналитических агентств и не соотношение государственного долга к ВВП, а способность безбедно жить.
Поэтому люди повально бегут из Литвы, Латвии и Эстонии, которые чиновники Еврокомиссии не устают нахваливать за «здоровую» экономическую политику и называть «балтийскими тиграми», и не бегут из Южной Европы, страны которой по уши в долгах и на грани дефолта.
Во время кризиса зарплаты в Латвии снизили на 20%, пенсии — на 10%, причем для работающих пенсионеров — на 70%. В свою очередь, пособия по безработице были установлены такие нищенские, что перед безработными встал выбор: умирать от голода на родине или эмигрировать на заработки в Западную Европу.
В результате такой политики макроэкономические показатели Латвии в самом деле заметно улучшились. Например, уровень безработицы резко пошел на спад… потому что за несколько лет антикризисной политики из страны уехали 100 тысяч проклинающих свое правительство безработных. Эти люди не вернутся в родную Латвию уже никогда. Такая же «история успеха» творилась в Литве и Эстонии.
Страны Южной Европы предпочли навлечь на себя праведный гнев Еврокомиссии и международных финансовых организаций, но не опустить ни одного социального показателя. Они еще больше залезли в долги и поставили всю еврозону перед перспективой дефолта, но сохранили на прежнем уровне зарплаты, пенсии, социальные выплаты, расходы на образование и здравоохранение.
В результате молодежь в Испании или Греции сидит без работы, но она, в отличие от Прибалтики, у этих стран есть. Колоссальные цифры безработицы в странах PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) сохранились, но не сменились колоссальными цифрами эмиграции. Безработные не уезжают, потому что безбедно живут на пособия.
Больше того, в извращенной логике либеральной экономической теории нищие литовцы, латыши и эстонцы считаются богаче живущих намного лучше них испанцев или итальянцев, а потому должны оплачивать им «дольче виту».
Еще несколько лет назад, когда страны Евросоюза обязаны были сбрасываться на помощь погрязшей в долгах Греции, это обстоятельство вызывало глухое раздражение даже у правящих прибалтийских элит.
«Средняя пенсия в Греции в 2014 году равнялась 882 евро, в Латвии — 266 евро. Кроме того, греки не платят за отопление, что у нас составляет большую часть расходов, — говорила в 2015 году депутат Европарламента от правящего в Латвии “Единства” Инесе Вайдере. — Если греки не выполнят новые договоренности, то за это придется платить и Латвии, в том числе нашим пенсионерам, пенсия которых в три раза меньше, чем у греков».
Теперь же вдобавок Прибалтику за хорошее макроэкономическое поведение хотят лишить дотаций из фондов ЕС и отдать европейские деньги «плохишам» из Южной Европы.Перед правительствами Эстонии, Латвии и Литвы в такой ситуации встает весьма непростая дилемма. Или они подтверждают, что все последние годы были успешны и прогрессивны, а значит, брюссельские подачки для бедных им давно не нужны — пусть уходят в «голодающую» Италию. Или признают, что вся их «история успеха» существует только в красивых презентациях Power Point и не имеет никакого отношения к реальной жизни эстонцев, латышей и литовцев.