Международный валютный фонд (МВФ) объявил, что Украине грозит дефолт. В условиях сворачивания деловой активности и неочевидных перспектив продолжения кредитования со стороны международных институций всем субъектам экономики Украины в течение 2020 года необходимо выплатить
По состоянию на 31 декабря 2019 года государственный и гарантированный государством долг Украины составил
Безусловно, многие страны развитого капитализма существуют с уровнем госдолга 100 и более процентов. Однако они, помимо наличия эффективной экономики, генерирующей высокую добавленную стоимость, имеют возможность беспроблемно реструктуризировать задолженность под минимальный или вовсе нулевой процент.
Этого, в свою очередь, не может позволить себе Украина.
С середины 2017 года в отношениях между Киевом и МВФ наметился кризис ввиду того, что команда Петра Порошенко, уже начавшая к тому моменту предвыборную кампанию, не желала выполнять непопулярные требования Фонда.
Тогда правительство Украины и Нацбанк перешли к стратегии эмиссии номинированных в гривне облигаций внутреннего государственного займа, ставка доходности по которым достигала колоссальных по меркам мирового финансового рынка 17–18% годовых.
С учетом укрепления курса гривны, продуцируемого притоком валютной массы нерезидентов, скупавших облигации госзайма, эффективная ставка в валюте по ним могла достигать 30%.
В течение 2017–2019 годов госдолг Украины совокупно вырос на 14,4 млрд долларов, тогда как от МВФ за этот временной промежуток было получено всего 1,4 млрд. Более 60% внешнего долга Украины номинировано в долларах США.
В декабре 2019 года Министерство финансов Украины заявило, что структура госдолга на 22% (то есть около 18 млрд долларов в абсолютных значениях) состоит из официальных заимствований — то есть долгов перед международными институциями в лице МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и прочих организаций. Еще около 12% долгов (около 10 млрд долларов) — это государственные гарантии, выданные государственным компаниям и агентствам (для реализации инфраструктурных и промышленных проектов, для обеспечения критического импорта и так далее).
Большая часть остальных долгов — это задолженность по облигациям внутреннего и внешнего государственного займа.
В том числе в эту категорию входит так называемый «долг Януковича» — заем в размере 3 млрд долларов, выданный Москвой правительству Януковича-Азарова в декабре 2013 года в разгар Евромайдана. Относительно этого долга уже который год продолжаются разбирательства в судах британской юрисдикции, но, вероятнее всего, британское правосудие сошлется на то, что Украина «стала жертвой военной и экономической агрессии», а потому не должна возвращать эти деньги.
Примечательно, что Украина находится на втором месте в мире после Греции по объемам задолженности перед МВФ — официальный Киев должен Фонду чуть более 10 млрд долларов.
По состоянию на сегодняшний день правительство Украины ведет переговоры о заключении новой программы сотрудничества объемом 5,5 млрд долларов. В конце прошлого года Фонд заявил, что готов выделить эти деньги при том условии, что будут приняты закон о свободном обороте земли сельскохозяйственного назначения и закон о невозможности вернуть национализированный в 2016 году «ПриватБанк» олигарху Игорю Коломойскому, который внес существенный вклад в победу Владимира Зеленского на выборах 2019 года.
Безусловно, у каждого национального правительства существуют долги — это своего рода признак «встроенности» в мировую финансовую систему. Другое дело — возможность рефинансирования и удельный вес расходов на обслуживание и возврат долгов в государственной казне.
Для Украины процентные ставки по обслуживанию долгов и доля бюджета, который расходуется на выплату задолженностей, крайне высоки, что является одним из ключевых факторов сдерживания экономического и социального развития.
Такой долг, который сегодня накоплен Украиной, невозможно вернуть в принципе, его можно только бесконечно реструктуризировать.
Кроме того, высокий уровень задолженности приводит к усилению внешнеполитического влияния и влияет на суверенную экономическую политику государства.
На фоне эпидемии коронавируса проблема долговой нагрузки на государственные финансы существенно актуализировалась. С другой стороны, форс-мажор глобального масштаба может стать большим шансом для Украины с точки зрения возможности оздоровления системы госфинансов.
Мораторий на выплату внешних долгов, переговоры с иностранными игроками о частичном списании задолженностей, деофшоризация экономики, сокращение крайне раздутых затрат на государственный аппарат и силовой блок, привлечение коррупционеров к ответственности на фоне закрытых границ — это те шаги, которые куда легче предпринять в условиях чрезвычайной ситуации и переключения внимания западных структур на собственные проблемы.
Если ранее решение о моратории на выплату внешних долгов привело бы к обвалу кредитных рейтингов Украины, что существенно затруднило бы привлечение финансирования извне, то в нынешних условиях этот инструмент в руках западных институций перестает быть эффективным.
Любой кризис — это шанс и возможность. Вопрос лишь в наличии у власти политической воли пойти на жесткие решительные шаги, которые позволят распутать многочисленные экономические проблемы, накопленные в предыдущие годы.