ВНЖ в обмен на инвестиции: сворачивание программы России только на благо?
Александр Носович
В Сейме Латвии рассматривают изменения к Закону об иммиграции, отменяющие программу предоставления видов на жительство в Латвии в обмен на инвестиции. Поступающие данные свидетельствуют об одном: новый всплеск паранойи латвийских политиков обернется очередным ударом по благосостоянию населения. Тогда как для России отмена видов на жительство в Латвии в обмен на инвестиции несет даже определенные выгоды.
За четыре года работы программы «ВНЖ в обмен на инвестиции» Латвия получила от иностранных инвесторов в общей сложности 1 миллиард 185 миллионов евро. Такую статистику представил осенью начальник Управления по делам гражданства и миграции Вилнис Якобсонс. К 1 июля 2014 года вид на жительство в Латвии имели 78 тысяч иностранцев, из них 15 тысяч получили разрешение на проживание в Латвии по программе «ВНЖ в обмен на инвестиции». Две трети от этих 15 тысяч — инвесторы из России.
В латвийскую экономику инвестировали граждане нескольких десятков стран, в том числе, Китая, Украины, Узбекистана, Казахстана. Но именно российские инвесторы пробудили исконно-посконные хуторские фобии Национального объединения: ультраправые сразу же сделали вывод, что новый приток инородцев на латышские земли разрушит уникальную латышскую идентичность и доведет страну до новой, экономической «реоккупации». Отсюда — ставшие за четыре года действия программы для националистов идеей фикс настойчивые требования запретить выдачу ВНЖ в обмен на инвестиции.
На фоне украинских событий, насмерть перепугавших латышскую правящую элиту, фобии национал-радикалов касательно новых «понаехавших» и непременно продвигающей их в Латвии «руки Москвы» передались и их соратникам по коалиции.
Поэтому программа выдачи ВНЖ в последние месяцы последовательно сводилась на нет.
Повышение ценовой планки для покупаемой в Латвии недвижимости до 250 тысяч евро резко сократило количество запросов на получение ВНЖ от российских, и — не только, инвесторов. В Полиции безопасности Латвии появится новое подразделение, которое будет изучать личную информацию претендентов на получение видов на жительство на предмет безопасности этих претендентов для Латвийской республики. Другими словами, не пытается ли поселиться на латышской земле путинский засланец — агент ФСБ?
После создания этого подразделения потенциальных инвесторов в латвийскую экономику еще поубавится: кому охота нести в чужую страну свои кровно заработанные ради того, чтобы попасть там «под колпак» местных спецслужб?
Но националистам и этого показалось мало: радикалы требуют от коллег по коалиции выдачу видов на жительство запретить в принципе. Их призыв оказался услышан: коалиция одобрила рассмотрение инициативы националистов, Комиссия Сейма поддержала проект изменений в Законе об иммигрантах, отменяющий ВНЖ, предстоит голосование за поправки к закону в Сейме...
При переходе на практический уровень глубокая озабоченность латышских правых судьбами Родины, как это обычно и бывает, оборачивается полным абсурдом.
Россия, против которой направлен запрет, отмены Латвией видов на жительство просто не заметит, российские граждане будут выбирать из оставшихся 27 стран Евросоюза, куда им вкладывать свои деньги, а для Латвии новый всплеск паранойи её политиков обернется очередным болезненным ударом по экономике.
Никто ведь всерьез не думает, что для москвичей, скупающих в Юрмале коттеджи, именно Латвия — земля обетованная. Им, по сути, нужен не вид на жительство в Латвии, а вид на жительство в ЕС. Кроме Латвии в ЕС состоят еще 27 государств, среди которых есть и страны со вполне либеральным законодательством: страны, поощряющие приезд иностранцев в обмен на инвестиции в свою экономику, дающие возможность сколь угодно свободно жить, работать и передвигаться по Европе.
Так что не будет ВНЖ в Латвии, будет ВНЖ в Чехии, ВНЖ в Испании, ВНЖ в Словении. Та же история, что с «Новой волной»: можно подумать, что на Латвии свет клином сошелся, и кроме юрмальского зала «Дзинтари» это поп-действо больше нигде невозможно провести. Просто в Латвии привычнее, легче, удобней, но если местные власти сами начинают всталять палки в колеса, то список из стран и городов, согласных заработать потерянные Юрмалой деньги на музыкальном фестивале, будет расширяться до бесконечности. То же самое — с российскими инвесторами: если принимающая страна их денег чурается и называет путинскими агентами, то что же делать, спасибо вашему дому, идем к другому.
Хотя, если задуматься:, то — так уж и «путинские агенты» эти самые российские инвесторы? Московский средний и upper средний класс, стремящийся перебраться на постоянное место жительства в ЕС — это чаще всего люди, находящиеся в глухой оппозиции к политическому режиму и всему российскому государству в принципе. Среди претендентов на проживание в Латвии, например, были гендиректор оппозиционного телеканала «Дождь» Наталья Синдеева и неистовый борец с «кровавым режимом» Гарри Каспаров.
Латвия хочет запретить им въезд, опасаясь нелояльности латвийскому государству, но если к какому государству новейшие эмигранты из России точно нелояльны, так это к российскому. Они — потенциальные союзники латвийских властей, некоторые из них и вовсе одержимы точно такой же русофобией, хотя сами живут в России. Такие люди да при их финансовых возможностях, да при искренней ненависти к российской власти могли бы стать важным ресурсом для антироссийской политики ЛР. Вместо этого Латвия гонит «белой акации цветы эмиграции» поганой метлой.
Так что, как ни парадоксально, но латышские националисты своими фобиями и запретами действуют вопреки своим политическим интересам, а Россия от их действий едва ли не выигрывает. Во всяком случае, они её никак не задевают. Россия эти действия просто не замечает — вполне может себе это позволить.
Задевают ли действия латвийских «патриотов» саму Латвию? Еще как. Экономисты прогнозировали, что в следующие пять лет благодаря программе «ВНЖ в обмен на инвестиции» в латвийскую экономику может быть вложено до 2,5 миллиардов евро. «Принимая во внимание тот факт, что 70% ВНЖ в обмен на приобретение недвижимости было выдано именно гражданам России, новые изменения в законе означают гибель программы привлечения инвестиций, банкротство многих предприятий, а также новую волну безработицы и процессов по неплатежеспособности. Если изменения в Законе об иммиграции вступят в силу, я буду вынужден уволить 200 сотрудников из 300», – говорит исполнительный директор строительной фирмы AB Build Андрис Боярс.
«Если программа ВНЖ будет закрыта, многие медицинские учреждения, которые в последние годы активно инвестировали денежные средства в приобретение современного медицинского оборудования, лишатся части весьма платежеспособных пациентов, - утверждает президент Латвийской ассоциации экспорта медицины Олафс Слутиньш, - Надо помнить о том, что западные инвестиции поступали сюда именно благодаря близости российского рынка сбыта и тому факту, что Латвия считается экспертом по восточному рынку. Мы, конечно, можем гордо захлопнуть дверь перед Россией, только надо учитывать, что за этот шаг мы косвенным образом заплатим из собственного кошелька».
«Самое большое зло, которое националы могут причинить латышскому бизнесу и Латвии в целом, — это ликвидация программы ВНЖ», - считает директор архитектурного бюро SZK un Partneri Андис Силис, - наибольший удар по Латвии и латышскому народу наносит тот факт, что здесь нет возможности нормально работать и зарабатывать. Поэтому не надо плевать в колодец, из которого все мы пьем».
Но латвийским национально озабоченным кадрам, радеющим за «латышскую Латвию», все эти экспертные оценки — как слону дробина. Отчетливо прослеживается фантастическая тенденция: «либерастами», «изменниками Родины» и «пособниками оккупантов» в Латвии именуются люди, предлагающие пути по сохранению этой Латвии — задумывающиеся, как сделать так, чтобы страна не вымирала, чтобы были деньги на хорошую медицину, чтобы у людей была работа, чтобы они не эмигрировали. А клеймят их всеми вышеперечисленными словами так называемые «патриоты», которые своей политикой как раз и превращают Латвию в страну-труп.