Европейский союз намеревается выработать систему контроля над иностранными инвестициями. По сообщениям Reuters, предварительный план уже был согласован переговорщиками от Европарламента и государств — членов ЕС. Представитель комитета по международной торговле Европарламента Франк Пруст назвал это «концом европейской наивности», а противники китайской экспансии надеются, что новые правила помешают Поднебесной скупить за бесценок целые страны континента.
Разговоры о необходимости ужесточить контроль над иностранными инвестициями в Европе ведутся давно. В феврале 2017 года правительства Германии, Франции и Италии уже обращались к еврокомиссару по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем с предложением начать обсуждение этого вопроса.
Ранее такую же идею озвучивал министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль, а прошлой осенью дело дошло до подготовки закона, который защитил бы европейские технологические предприятия от «враждебного поглощения иностранными компаниями или государствами». «Еврокомиссия, как говорят, осенью нынешнего года намерена разработать правила относительно того, что Китай может купить, а что нет», — утверждал Forbes.
Похоже, теперь этот процесс выходит на финишную прямую.
«В соответствии с планом, разработанным после резкого увеличения китайских инвестиций, Европейская комиссия изучит иностранные инвестиции в критически важных секторах и предложит свои суждения», — утверждает Reuters.
О самом Китае переговорщики ничего не говорили, но явно держали в уме название этой страны.
В последние годы Пекин скупает активы в Европе и проявляет интерес к различным инфраструктурным проектам. Китайские инвестиции в европейскую экономику растут чуть ли не в геометрической прогрессии.
Серьезность намерений КНР, которая в 2015 году вознамерилась довести объем вложений в иностранные активы до 1,25 триллиона долларов, никто не ставит под сомнение. Вопрос стоит иначе: как на это реагировать? ЕС не может дать однозначный ответ.
Для стран Восточной Европы Пекин видится «завидным женихом», готовым озолотить своих избранниц (или, по крайней мере, хоть немного «подтянуть» их экономику). Те же страны Балтии пытаются заинтересовать китайского инвестора своей портовой инфраструктурой, туристическими маршрутами и продукцией сельского хозяйства. Ни официальная коммунистическая идеология КНР, ни напряженные отношения между Китаем и США их не смущают.
Аппетиты Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) растут не только из-за привлекательности китайского инвестиционного «пирога». Дело в том, что Поднебесная не вкладывается в развитие экономики всех европейских стран равномерно. За последние несколько лет самые большие инвестиции пришлись на долю ядра «Старой Европы» — Германии, Франции, Италии, Великобритании.
В Восточной Европе с Китаем активно взаимодействуют Венгрия, Польша, Румыния. А вот странам вроде Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии пока что перепадают самые крохи. Им, разумеется, хочется большего. И это большее в закромах у китайцев наверняка найдется, если их заинтересовать.
Тем временем флагманом борьбы с инвесторами из КНР выступает, конечно, администрация президента США Дональда Трампа. Если завершенные китайские сделки в США в 2016 году достигли рекордных 46 миллиардов долларов, то за первые пять месяцев 2018 года они упали до всего 1,8 миллиарда.
Причем новые антикитайские инициативы озвучиваются в США с завидной регулярностью. К примеру, летом СМИ обсуждали
Логика здесь ясна: мы над этими технологиями работали много лет (а то и десятилетий), а ушлые китайцы в одночасье получат к ним доступ. Похоже, эти опасения начала разделять и Европа.
Reuters по итогам переговоров в Европарламенте говорит об угрозе того, что «инновации, на которые ушли годы дорогостоящих исследований, могут быть отданы в руки иностранцев». Еще один аргумент в пользу ужесточения инвестиционного контроля: Китай якобы скупит жизненно важную инфраструктуру стран ЕС и тем самым поставит под угрозу их безопасность.
За кадром, видимо, остались разговоры о политической экспансии КНР. Пекин нередко обвиняют в том, что многомиллиардные инвестиции — это лишь инструмент создания прокитайской коалиции в Европе.
Если Китай и замышляет нечто подобное, то явно недорабатывает. Во-первых, потому что игнорирует многие страны ЦВЕ, которые теоретически могли бы присоединиться к этой коалиции. Во-вторых, потому что даже прокитайские страны (к ним причисляют, к примеру, Венгрию) на международной арене почему-то не горят желанием отстаивать интересы КНР.
То есть разговоры о Восточной Европе, которая с молотка уходит китайцам, явно преувеличены.
Но экономической политикой Китая озабочены не на востоке, а на западе, где китайцы действительно приобретают многие объекты: морские порты, аэропорты, агрохолдинги. В одной только Германии в 2017 году КНР полностью или частично приобрела 54 предприятия на сумму 13,7 миллиарда долларов, побив инвестиционный рекорд прошлого года.
В Федеральном объединении торгово-промышленных палат Германии эту новость восприняли с энтузиазмом: президент организации Эрик Швайцер выразил уверенность, что «Китай способствует благосостоянию Германии».
Впрочем, с ним согласны далеко не все. «В политических кругах Германии и других западноевропейских государств растет обеспокоенность тем, что Китай последовательно приобретает все больше стратегических инфраструктурных объектов», — отмечает политолог Александр Рар.
Так хорошо это или плохо? Судя по последним новостям, возобладала точка зрения, согласно которой активность Китая все же нужно обуздать.
О запретах осторожные европейские дипломаты говорят неохотно, но на деле система контроля над иностранными инвестициями должна будет свестись именно к запрету на приобретение тех или иных активов.
Многим странам ЕС это может не понравиться. За примером далеко ходить не надо — той же Венгрии, по сравнению с соседями, перепадают завидные объемы инвестиций из КНР.
Учитывая напряженные отношения правительства Виктора Орбана с Евросоюзом, Брюсселю наверняка придется объяснять Венгрии, почему она должна отказываться от сотрудничества с китайскими партнерами в той или иной сфере. Кстати, не только с китайскими: система контроля над инвестициями не позволит заполучить «запретные плоды» и другим иностранным инвесторам.
К некоторым европейским проектам, которые сегодня находятся в стадии разработки, интерес проявляет только Китай. Да и средства на реализацию теоретически может выделить только он. К примеру, кому еще хватит смелости оплатить создание подводной железной дороги между столицами Финляндии и Эстонии? Китайцы вроде готовы попробовать.
Один из инициаторов строительства тоннеля, основатель финской компании Rovio Питер Вестербака неоднократно говорил, что уже нашел китайских инвесторов. Если законами Евросоюза Китаю будет запрещено участвовать в этом проекте, для финнов и эстонцев он наверняка останется несбыточной мечтой.
Выходит, что без участия китайцев некоторые инициативы европейских стран реализовать будет невозможно в принципе. «Обиженным и оскорбленным» останется только сетовать на политику ЕС, который не предлагает ничего взамен инвестиций из КНР.
Не совсем понятно, что делать, если некоторые компании, которые попадут в категорию «запретных», на момент принятия закона уже будут находиться в руках китайцев. В этой связи можно задать еще немало острых вопросов, и некоторые члены ЕС наверняка их озвучат.
В стремлении объединить Европу перед лицом угрозы со стороны иностранного капитала Брюссель может добиться обратного результата: вопрос китайских инвестиций станет еще одним фактором политической нестабильности на континенте.