Защитить «Северный поток — 2»: зачем Германия строит СПГ-терминал
Артем Соколов
В Германии заканчиваются подготовительные работы к строительству собственного терминала сжиженного природного газа. Главные причины строительства СПГ-терминала — политические. Берлин стремится сделать реверанс в сторону США и защитить от критики российский газопровод «Северный поток — 2». Свой СПГ-терминал для Германии — не альтернатива «Северному потоку», а способ обезопасить проект российско-немецкого газопровода от нападок противников стратегического сотрудничества Европы с Россией.
Брунсбюттель — небольшой портовый городок федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн неподалеку от Кильского канала. Первые упоминания о нем относятся еще к XIII веку, но никаких особо примечательных событий с городком до сих пор не было связано.
Однако уже в скором времени Брунсбюттель может занять более заметное место в немецкой истории. Именно здесь предполагается построить первый в Германии терминал по приему сжиженного газа.
Ожидается, что проект будет введен в эксплуатацию в 2022 году.
Строительные работы организует голландско-немецкая компания German LNG Terminal.
Идея строительства СПГ-терминала в Германии возникла на фоне эмоциональных дебатов вокруг проекта «Северный поток — 2». Под давлением со стороны США и ряда европейских стран правительство Ангелы Меркель было вынуждено инициативно включиться в дискуссию об энергетической безопасности ФРГ, провозгласив необходимость диверсификации поставщиков энергоносителей.
В ответ на обвинения американского президента Дональда Трампа в зависимости Берлина от российского газа немецкое правительство обратилось к идее строительства СПГ-терминала, способного принимать танкеры из США и других стран.
В ЕС уже действует около десятка СПГ-терминалов. Они расположены и у немецких соседней: в Нидерландах, Бельгии и Польше. На сегодняшний день их загруженность оценивается в диапазоне 20–30%.
Сейчас в Брунсбюттеле полным ходом идет процедура поиска генерального подрядчика. Предварительный этап отбора был завершен в конце сентября. По его итогам среди претендентов значатся четыре компании: Cobra Instalaciones y Servicios S.A., Hyundai Engineering Co., Ltd., Sacyr Fluor S.A. и Tecnicas Reunidas S.A. — Heitkamp HIKB GmbH.
Кроме самого терминала, победителю тендера предстоит построить порт с двумя причалами для СПГ-танкеров и погрузочно-разгрузочную инфраструктуру. Ожидается, что отбор будет завершен в начале декабря этого года. Преимуществом для участников станет наличие опыта строительства аналогичных объектов и знание немецкой законодательной базы.
Наращивание потребления природного газа признано правительством ФРГ не только экономически целесообразным, но и «экологическим» решением. Наряду с возобновляемыми источниками энергии природный газ рассматривается как один из основных видов топлива в ближайшей перспективе.
Это обстоятельство отчасти примиряет даже партию «Зеленые» с проектом «Северный поток — 2», обычно скептически рассматривающую любые совместные германо-российские инициативы.
Между тем перспектива использования американского сжиженного газа вызывает обеспокоенность у эко-активистов. Метод фрекинга или гидроразрыв пласта, с помощью которого происходит добыча газа в США, критикуется как опасный для окружающий среды.
Флотилии СПГ-танкеров, пересекающие Атлантический океан, будут производить большое количество CO2, нивелируя экологический фактор использования природного газа.
Все это делает американский сжиженный газ менее привлекательным, чем российский, поступающий из трубопровода по дну Балтийского моря.
Наконец, строительство СПГ-терминала и его работа будут фактически оплачены за счет немецких налогоплательщиков. Благодаря изменениям в законодательстве ФРГ обязанность подключения СПГ-терминалов к газотранспортной системе отныне возлагается на операторов трубопроводов.
Они, в свою очередь, получают право переложить расходы на своих клиентов, поднимая цены на свои услуги для конечного потребителя. В случае с Брунсбюттелем речь идет о сумме в 87 млн евро, которую предстоит потратить на подключение СПГ-терминала к ближайшему газопроводу, расположенному в 50 км от города, и строительство компрессорной станции.
Несмотря на ряд трудностей, серьезных препятствий для строительства СПГ-терминала в Германии нет.
Его появление на севере ФРГ позволит одновременно сделать реверанс в сторону американских партнеров, беспокоящихся из-за газопровода «Северный поток — 2», и подтвердить перед избирателями приверженность стратегии диверсификации поставщиков энергоносителей и вопросам экологии.
Последних аргументов должно быть достаточно для обоснования повышения платежей за газ. Такова цена Трансатлантического партнерства и «зеленого» будущего.
Что касается России, то СПГ-терминал позволит отвести ряд ударов по «Северному потоку — 2». В нынешних условиях американский сжиженный газ не выдерживает конкуренции с российским «голубым топливом». Тем не менее давление, с которым сталкивается немецкое правительство, не подразумевает обсуждения вопросов экономической целесообразности и сосредоточено на политике и идеологии как инструментах конкуренции.
«Молекула российского газа» будет вызывать недовольство у критиков проекта при любой стоимости.
Поэтому строительство СПГ-терминала станет для правительства Меркель адекватным аргументом в идеологизированной дискуссии, формально делающим «Северный поток — 2» лишь еще одним проектом в разнообразной инфраструктуре обеспечения энергетической безопасности Германии и ЕС.