Экономика Экономика

Литва останется без транзита из Центральной Азии

Правительственная делегация Литвы посетила Казахстан и Узбекистан, где рекламировала литовскую инфраструктуру для транзита центрально-азиатских грузов в Западную Европу. Литовские чиновники предпочли проигнорировать вопрос, как они будут развивать стратегическое партнерство с Центральной Азией в обход России, с которой Вильнюс разрушил и не собирается восстанавливать отношения, хотя без улучшения отношений с Москвой казахский и узбекский транзит до Литвы просто не дойдет.

«Литва располагает достаточными возможностями для того, чтобы обеспечить слаженный транзит грузов из Казахстана и Узбекистана», — считает заместитель министра транспорта и коммуникаций Литвы Владислав Кондратович.

Это заявление Кондратович сделал по итогам поездки делегации Минтранса в Центральную Азию. Там литовские чиновники рекламировали транспортные возможности Литвы, которая может стать «воротами на Запад» для экспортеров Казахстана и Узбекистана.

«Клайпедский морской порт, мощности государственного предприятия Lietuvos geležinkelių и резервы складирования грузов позволят эффективно построить цепочку грузоперевозок на этом направлении», — говорит замглавы Минтранса Литвы.

По его мнению, сотрудничество Литвы с центрально-азиатскими государствами развивается недостаточно интенсивно, потенциал этого сотрудничества нераскрыт, и в Вильнюсе видят возможности расширения контактов в экономической сфере. В первую очередь — в области торговли и перевозок.

То есть Вильнюс, как ему кажется, нашел способ возместить свершившийся уход российских и надвигающийся уход белорусских грузов из Клайпеды в Россию, и Беларусь для Литвы заменит Казахстан и Узбекистан.

Заметим, что ни Россия, ни Беларусь не сворачивали сотрудничество с Литвой просто так, из вредности. Литовским властям пришлось немало постараться, чтобы их к этому сподвигнуть.

В случае с Москвой уход из Клайпеды российских грузов случился еще в прошлом десятилетии с отказом Литвы от проекта «2 К», по которому транзит с Востока согласованно распределялся между Клайпедой и Калининградом. В последующие годы со стороны Вильнюса последовал такой взрыв русофобии, шпиономании и паранойи, что стратегическое сотрудничество России с Клайпедским портом стало выглядеть изменой государственным интересам.

Тот же процесс на глазах разворачивается с Беларусью. Для Минска последней каплей в отношениях с Вильнюсом стал «крестовый поход» литовских политиков против Белорусской АЭС. После двух лет истерик с требованием остановить строительство БелАЭС президент Беларуси Александр Лукашенко публично поставил задачу уводить белорусский транзит из Клайпеды.

В Вильнюсе, между прочим, были очень недовольны этим решением и призывали белорусов одуматься и не уходить. Дипломатическую войну с БелАЭС они тем не менее продолжали.

Это искренняя убежденность литовского руководства: политика Литвы в отношении восточных соседей может быть сколь угодно враждебной, но это не значит, что нельзя на них зарабатывать. Мы будем называть вас империей зла и требовать вводить новые санкции… и при этом переваливать ваши грузы через наши порты. Потому что политика политикой, а экономика — это совсем другое.

В грандиозных планах по привлечению транзита из Центральной Азии торжествует такая же логика, хотя вроде бы в отношении Узбекистана и Казахстана Вильнюс не занимается геополитическим донкихотством. Не кидается на ветряные мельницы атомных станций и не финансирует местную оппозицию.

Однако грузопоток из Центральной Азии не может пойти иначе как через Россию, и каким образом Литва собирается налаживать стратегическое сотрудничество с Узбекистаном и Казахстаном после того, как до основания разрушила отношения с Москвой, остается загадкой.

Такие же вопросы возникали к участию стран Балтии в китайском проекте «Один пояс — один путь». Достаточно знать географию на уровне четвертого класса, чтоб понимать, что китайские грузы могут попасть в Прибалтику только через российскую территорию. Но прибалтийские политики, очевидно, и на таком уровне ее не знали, потому что, договариваясь о транзите с Пекином, подвергали у себя остракизму всякого, кто предлагал разговаривать с Москвой. А потом очень удивились, когда РЖД не пропустили контейнеровоз из Китая в Эстонию.

Так и здесь. Замминистра транспорта Литвы ни словом не обмолвился о России, пока рассказывал о гигантском нереализованном потенциале сотрудничества с Узбекистаном и Казахстаном. Однако Литва напрямую не граничит ни с тем, ни с другим. Чтобы тянуть к себе грузопоток с Центральной Азией, нужно сотрудничать с Россией. Причем если речь идет о больших объемах и «длинных деньгах», то не просто координировать свои действия, а возобновлять политический диалог с Москвой.

Однако именно этого литовская власть делать не собирается. Антироссийский курс Дали Грибаускайте при новом президенте по инерции продолжается. Осторожные предвыборные обещания Гитанаса Науседы возродить диалог с Россией до сих пор не выполнены, более того, теперь президент Науседа заявляет, что это делать это было бы неправильно.

Из-за этого у Литвы не будет центрально-азиатского транзита так же, как и китайского.

Во всех логистических планах официального Вильнюса есть какой-то детский инфантилизм. Литовская власть регулярно предается маниловщине о том, как в бюджет Литвы вдруг свалятся гигантские доходы от китайцев, от узбеков и даже от россиян с белорусами, полностью игнорируя при этом реалии международных отношений, географии и даже собственной внешней политики.

США ясно и неоднократно говорили своим сателлитам в Европе: никаких общих дел с Китаем! Экс-президент Литвы как раз во время одного из таких разговоров рекламировала литовскую сельскохозяйственную продукцию на встрече с главой КНР.

Казахстан участвует в Евразийском союзе, грузы из него могут поехать в Литву только через российскую территорию. Однако Литва не признает ЕАЭС как международный субъект и не желает связываться с Россией. И как тогда вожделенные грузы доберутся до Клайпеды?
Читайте также
17 сентября 2019
Интервью с генеральным директором агентства InfraNews, специализирующегося на анализе транспортной отрасли, Алексеем Безбородовым.
13 сентября 2019
Суд ЕС ограничил доступ «Газпрома» к мощностям трубопровода Opal — сухопутного отвода от первой нитки «Северного потока». На Украине эту новость восприняли с воодушевлением.
18 сентября 2019
Подводная лодка Военно-морских сил Германии U-31 зашла в Клайпедский морской порт на Балтийском море.
11 сентября 2019
Литва и другие транзитные государства, соседствующие с Россией, всегда будут пользоваться своим положением для получения выгоды, заявил политолог Владимир Абрамов.