Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей посетил Ригу и заявил там о заинтересованности Минска в диверсификации транзитных потоков и сотрудничестве с портами Латвии. Между тем при общем росте грузооборота в Клайпедском порту началось сокращение перевалки нефтяных грузов. Литовский транзит начинает пожинать первые плоды деятельности политиков и терять грузопоток.
Порты Прибалтики несколько лет подряд стабильно теряют грузопоток. Нынешний год не стал исключением. За первые пять месяцев 2018 года прибалтийские порты перевалили на 1,5 миллиона тонн и 2,3% меньше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. Латвийские Рига, Вентспилс и Лиепая по сравнению с прошлым годом потеряли в общей сложности 7,5% грузов, порты Эстонии — 2,2%.
Уже традиционным исключением из этого списка который год становится Литва. Грузооборот в ней увеличился на 4,8%, и Клайпеда в очередной раз стала лидером среди всех портов Прибалтики.
Однако на сей раз стандартную картину благополучия и роста Клайпедского порта ухудшает появившееся на его горизонте темное облачко.
При общем росте грузооборота и позитивной динамике по контейнерам и насыпным грузам Клайпеда начала терять транзит нефти и нефтепродуктов.
Перевалка нефтегрузов в Клайпедском порту за полгода сократилась на 2,7% и составила 5,3 миллиона тонн. Это первый случай снижения нефтетранзита на Клайпеду после нескольких лет роста.
Одновременно с появлением последней статистики по портам Прибалтики Латвию посетил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Главной темой его поездки стало использование латвийских грузов для белорусского экспорта.
В Риге глава белорусского МИД встретился с латвийским коллегой Эдгаром Ринкевичем и заявил ему, что Беларусь заинтересована в диверсификации своего транзита. «Вопрос диверсификации абсолютно важен для любой страны и экономики», — сказал Макей и добавил, что Беларусь готова к использованию портов Латвии.
С учетом этих заявлений произошедшее снижение нефтетранзита в Клайпеду предстает не единичным случаем, а «первой ласточкой» грядущего падения грузооборота главного литовского порта.
Вентспилс, Рига и Таллин все эти годы теряли грузы из-за стратегического курса России на переориентацию российского грузопотока на внутренние мощности. Клайпедских портовиков участь латвийских и эстонских коллег миновала, потому что основную часть грузооборота Клайпедского порта составлял белорусский транзит. Треть грузов, переваливаемых в Клайпеде, составляют грузы из Беларуси. Работа Клайпедского порта дает 4,5% ВВП Литвы, следовательно, от обслуживания в порту белорусских грузов республика получает 1,5% ВВП.
Клайпеда была абсолютным лидером среди портов Прибалтики по объемам перевалки белорусских грузов. Беларусь инвестировала в Клайпедский порт, построила терминал для погрузки минеральных удобрений, загрузила своей продукцией нефтеналивной терминал Бутинге.
Эта интенсификация сотрудничества с Клайпедой, как неоднократно подчеркивали белорусские чиновники, эксперты и дипломаты, происходила наперекор и вопреки враждебной политике Литвы в отношении Беларуси. В Минске стоически терпели проявления склочности и вздорности официального Вильнюса, не желая из-за политических разногласий сворачивать экономическое сотрудничество с соседней страной.
Однако разделять экономику и политику в последние годы стало сложно даже хладнокровному и прагматичному белорусскому руководству.
Вспышки вздорности со стороны руководства Литвы участились до такой степени, что слились в одну сплошную истерику из-за Белорусской АЭС.
Будучи не в силах добиться от Вильнюса сколько-либо разумного поведения, в Беларуси начали предупреждать, что ответом на попытки сорвать строительство атомной станции, устроенную против «БелАЭС» информационную войну и кампанию очернения Беларуси на международной арене станет пересмотр сотрудничества с Клайпедой.
В конце прошлого года посол Беларуси в Вильнюсе Александр Король заявил, что белорусским предприятиям прекрасно работается с Клайпедой, но действия литовских политиков подталкивают их к тому, чтобы уйти из Литвы.
«Мы с грустью констатируем заявления ряда литовских политиков и руководителей ведомств о нежелательности сотрудничества с Беларусью, а также рекомендации "более тщательного выбора бизнес-партнеров и поставщиков"», — сказал Король и добавил, что, в конце концов, на Литве свет клином не сошелся.
«Белорусские предприятия регулярно получают интересные предложения. Не скрою, исходят они и от латвийских, и от российских портов», — заявил белорусский посол.
Анонсированное на уровне главы МИД сотрудничество Беларуси с портами Латвии, переговоры в Риге о переориентации белорусского транзита и первые потери нефти и нефтепродуктов показывают: процесс пошел, Клайпеда начинает терять грузы.
До конца этого года миллионы тонн белорусских нефтегрузов будут перенаправлены с Литвы в порты России на Балтике. Если политика Вильнюса по отношению к соседям не изменится (а пока нет никаких признаков, что она может измениться), то в порты России и Латвии уйдет еще больше нефти и нефтепродуктов, а вслед за нефтетранзитом по новым направлениям двинутся белорусский калий, древесина и прочая экспортная продукция, традиционно перевозившаяся через Литву.
Экономика тем самым будет приведена в соответствие с политикой.
Отказываетесь от добрососедских отношений — отказывайтесь и от того, чтобы зарабатывать на соседе.
Тем же в Литве, кто рассчитывал и невинность соблюсти, и капитал приобрести, то есть и сорвать строительство Белорусской АЭС, и заработать на белорусском транзите, надо было помнить народную мудрость: не плюй в колодец, пригодится воды напиться.