Польша и Прибалтика требуют от Европы новый «план Маршалла»
Алексей Ильяшевич
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий надеется, что нынешним летом Евросоюз разработает и начнет реализовывать новый «план Маршалла». Представители Литвы, Латвии и Эстонии также настаивают на том, что программа восстановления европейской экономики должна быть как можно более амбициозной. Пандемия коронавируса воскрешает в Восточной Европе мечту о щедрых финансовых вливаниях из-за рубежа.
«ЕС нуждается в быстрой и сильной реакции. Мы не можем тратить время на долгие переговоры. Для меня важно быстрое создание европейского фонда восстановления», — заявляет Моравецкий. Под этим тезисом может подписаться любой европейский лидер: медлить нельзя. Но призывы «поддать газу» пока не помогают ЕС приблизиться к принятию новой семилетней финансовой перспективы, что и продемонстрировал виртуальный саммит глав государств содружества.
Подписывать какие-то документы 19 июня изначально никто не планировал. Сделать это было технически невозможно — для закрепления итоговых договоренностей лидерам Евросоюза нужно встретиться физически. Вопрос в том, удалось ли им лучше понять друг друга. И здесь ситуация выглядит неоднозначно.
Председатель Евросовета Шарль Мишель считает, что видеоконференция «позволила почувствовать появление консенсуса» — участники переговоров якобы согласны, что для наполнения восстановительного фонда Еврокомиссия может выходить на внешние рынки. По такому принципу, как ожидается, будет работать план под названием Next Generation EU («Следующее поколение ЕС»).
Путем заимствований ЕК «раздует» общеевропейский бюджет еще на 750 миллиардов евро, из которых 500 миллиардов будут выдаваться пострадавшим странам в виде грантов, а остальные — в виде займов.
Название программы, видимо, символизирует стремление Евросоюза использовать нынешний кризис как шанс для создания более успешной, конкурентоспособной и инновационной экономики.
Впрочем, суть предложений ЕК навевает несколько иные интерпретации.
Может, «следующее поколение ЕС» — это намек на то, что расплачиваться за преодоление последствий эпидемии придется следующему поколению европейцев?
Против такого подхода по-прежнему выступает так называемая «бережливая четверка» — Швеция, Нидерланды, Дания и Австрия. С точки зрения руководства этих стран, во-первых, размер нового фонда слишком велик; во-вторых, деньги из него следует выделять исключительно в виде кредитов. В этом случае Еврокомиссия автоматически перекладывает бремя возврата заемных средств на тех, кто их получает, а не размазывает долг ровным слоем по всему ЕС. Разумеется, наиболее пострадавшие страны взяли на вооружение противоположный марксистский лозунг: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Получать деньги должны слабые, отдавать — сильные.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте — главный возмутитель европейского спокойствия в период «коронакризиса» — по итогам видеоконференции был очень воодушевлен. «Сегодня мы сделали шаг вперед. Европа победит, потому что у нее будет всеохватывающий, скоординированный ответ, который соответствует вызову этой рецессии», — заявил Конте.
Надо же, совсем недавно он грозился вывести Италию из ЕС, а сегодня предрекает триумф объединенной Европы!
Об этом парадоксе аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал: самые большие евроскептики на поверку оказываются главными сторонниками сохранения содружества, без поддержки которого их экономика рухнет окончательно.
Италию и Испанию план Next Generation EU устраивает, по одну сторону баррикад с ними оказались Франция и Германия. Но «бережливая четверка» продолжает стоять на своем. «Мы по-прежнему достаточно далеки друг от друга», — честно признался премьер-министр Швеции Стефан Лёвен.
Вероятно, ближайший месяц франко-германский тандем при содействии наднациональных органов ЕС будет «ломать» сопротивление Швеции, Нидерландов, Дании и Австрии.
Они и сами наверняка понимают, что имплементация разработанного плана — вопрос решенный. Однако конкретные детали еще обсуждаются.
«Четверка», к примеру, наверняка будет добиваться, чтобы как можно меньше средств выделялось безвозмездно. Ранее уже озвучивалась идея, согласно которой пострадавшие страны должны получать деньги в обмен на обязательства по проведению структурных реформ. Каким будет итоговый документ, покажет время.
Для Восточной Европы важно, чтобы Брюссель учел как можно меньше пожеланий «бережливой четверки». Позиция всего региона раскрывается в уже упомянутом заявлении Моравецкого. Очевидно, под новым «планом Маршалла» он понимает весь совокупный объем средств, которые ЕС выделит на борьбу с последствиями эпидемии коронавируса (Next Generation EU — важный, но не единственный элемент этого паззла).
Отчасти слова премьер-министра Польши адресованы внутренней аудитории.
Через несколько дней «Право и справедливость» ждет серьезное испытание — президентские выборы. Действующий лидер государства и однопартиец Моравецкого Анджей Дуда вполне может «провалиться». Последние социологические опросы показывают, что разрыв между главными кандидатами минимальный, при этом рейтинг Дуды в последние недели демонстрирует тенденцию к снижению.
Поэтому и президенту, и премьер-министру накануне «часа икс» нужно вселять в своих соотечественников чувство уверенности в завтрашнем дне. Не потому ли Моравецкий намекает, что Евросоюз вот-вот осчастливит своих членов новым «планом Маршалла»?
Не менее интересно это заявление звучит в контексте истории послевоенной Европы. Как известно, изначально государственный секретарь США Джордж Маршалл предлагал «протянуть руку помощи» не только капиталистическим странам, но и тем, кто оказался в зоне влияния Советского Союза. Польша желала воспользоваться этой возможностью, дала предварительное согласие на участие в программе и была вынуждена отказаться от него под давлением «старшего брата».
Для нее «план Маршалла» — символ упущенных возможностей. Праздник жизни, который состоялся по ту сторону железного занавеса.
Видимо, в эпидемии коронавируса глава польского правительства видит возможность исправить историческую несправедливость. Экономика Европы стоит на пороге самой тяжелой рецессии со времен окончания Второй мировой войны — логично предположить, что ей нужен новый «план Маршалла».
Той же логикой руководствуются и представители стран Балтии. Президент Литвы Гитанас Науседа по итогам видеоконференции повторил свои стандартные тезисы: нужно больше средств на политику сплочения, дотации фермерам, работы по закрытию Игналинской АЭС, калининградскую транзитную программу. «Европейский союз должен экстренно отреагировать на беспрецедентный кризис в объеме, соответствующем масштабу проблем», — заявляет эстонский премьер-министр Юри Ратас. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич недоволен размерами сельскохозяйственных выплат в новом семилетнем бюджете ЕС. Общий посыл понятен: дайте денег. Чем больше, тем лучше.
«Коронакризис» превращает страны Восточной Европы в служителей карго-культа, которые ждут, что на их головы вот-вот свалятся миллиарды долларов.
Очевидно, что для запуска нового «плана Маршалла» нет ни экономических, ни политических предпосылок. Претенденты на роль «донора» Европейского союза сегодня попросту отсутствуют. Но Моравецкого и компанию это не смущает. Если нет желающих за рубежом, то пусть за сытую жизнь поляков и прибалтов заплатят, к примеру, немцы. На то она и «единая Европа»…