Вояж эстонских депутатов в Москву не вернет российский транзит
Андрей Стариков
Транзитная отрасль Эстонии переживает не самые лучшие дни: цены на услуги неконкурентоспособны, объемы падают. Чтобы выправить ситуацию, эстонские парламентарии собираются ехать в Москву с челобитной: выпрашивать грузы, «налаживать отношения». «Не вижу от этого визита никакой пользы для эстонского государства, зато он ослабит как послание эстонского государства, так и единые позиции Европы», — одергивает своих чрезмерно дружелюбных товарищей глава МИД республики Свен Миксер. И Миксер прав: пользы от заигрывания отдельных прибалтийских политиков с Москвой в условиях неизменности общего антироссийского курса не будет, транзит не вернется.
После начала украинского кризиса обсуждение любой проблемы внутренней или внешней политики в странах Балтии сопровождается ритуальными криками об «агрессии Кремля», о «путинской угрозе». Изредка этот антироссийский дискурс разбавлялся робким, обычно оппозиционным голосом, напоминающим об огромной значимости российского рынка, российского транзита, инвестиций из России.
Новый по своему качеству сигнал пришел из Таллина. Эстонские депутаты решили налаживать отношения с Москвой. Разумеется, не от большой любви, а из-за денег.
Комиссия по экономике Рийгикогу (эстонский парламент — прим. RuBaltic.Ru) намерена начать политические переговоры с Россией в целях увеличения объемов транзита грузов.
Предпосылкой к такой метаморфозе стало февральское парламентское обсуждение
С 2005‑го по 2015 год международные грузоперевозки в Эстонии сократились примерно на 50%. Перевозки грузов по железной дороге «просели» на 68%, оборот портов — на 26%. В последние два года грузооборот таллинской морской гавани и вовсе пошел ко дну: -20,8% (до 22,44 млн т) в 2015 году и -10,3% (до 20,12 млн т) в 2016 году. Пациент скорее мертв…
И вот эстонские политфункционеры решают «оживить мертвеца». «Государственное мышление не состоит в том, чтобы бояться соседа и готовиться к войне. Государственное мышление состоит в том, чтобы признать свои ошибки и сказать, что слишком часто интересы других государств и народов, например Украины, для нас важнее интересов собственных предприятий и сельчан», — говорит председатель Финансовой комиссии Рийгикогу Михаил Стальнухин (Центристская партия), рассуждая о необходимости дружить с Россией. «В сигналах восточному соседу некоторые вещи можно было бы и не говорить», — вторит ему зампред Экономической комиссии Тоомас Кивимяги из Партии реформ.
Политиков «подстегивают» транспортники и портовики. Экс-премьер Эстонии, а ныне совладелец Силламяэского порта Тийт Вяхи даже анонсирует создание группы скульптур «Парк дураков». На вершине рукотворной горы — хранилища отходов завода Silmet Вяхи планирует установить скульптурные изображения тех, кого предприниматель считает «поджигателями войны с Россией».
И пока Вяхи увековечивает «могильщиков» эстонского транзита, Экономическая и Финансовая комиссии Рийгикогу формируют делегацию на апрельскую выставку транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия» и встречу с коллегами из Госдумы РФ.
Тийт Вяхи
Без толку!
Даже если параллельно с «ТрансРоссией» эстонские парламентарии заедут на другие не менее интересные выставки — Диетологический конгресс в Ростове-на-Дону или Пасхальную выставку-ярмарку в Воронеже, — не поможет: ситуация с транзитом предопределена.
Экономически гнать грузы через Эстонию невыгодно, у соседей дешевле. С политическим аспектом вопроса всё тоже понятно: относительно благоприятный бизнес-климат для торговых взаимоотношений с Россией окончательно был похерен в 2007 году после событий «бронзовой ночи».
Трезво осознавая политические риски в Прибалтийском регионе, уже с начала 2000‑х годов Москва развивает альтернативную логистическую инфраструктуру: система нефтепроводов БТС‑2, грузовые порты в Ленинградской области, «Северный поток». Шаг за шагом на отечественные мощности переориентируется транзит.
Процесс переброски грузов в российские порты мог бы затянуться на долгие десятилетия, если бы в Кремле продолжали верить прибалтийским эмиссарам, едущим в Москву с челобитной после каждого похудения кошелька. Больше не верят.
Нынешняя прибалтийская государственность является антироссийской по своей природе. Историко-культурные комплексы эстонских, литовских, латышских политиков будут мешать любым экономическим отношениям стран Балтии с большим восточным соседом. Вот и теперь глава МИД Эстонии Свен Миксер одергивает депутатов Рийгикогу, намеревающихся просить у России немного транзита. «Я не вижу от этого визита никакой пользы для эстонского государства, зато он ослабит как послание эстонского государства, так и единые позиции Европы», — заявил руководитель внешнеполитического ведомства.
И Миксер прав: ощутимой пользы от заигрывания отдельных прибалтийских политиков с Москвой в условиях неизменности общего антироссийского курса не будет. Транзит продолжит сокращаться. Не до нуля, но до той красной черты, за которой транзитные доходы перестают покрывать стоимость содержания инфраструктуры. Тут-то Кремль и сможет вдоволь «пофлиртовать» с соседями: чуть увеличили грузопоток — отрасль работает в ноль, уменьшили — мертва.