Эхо российской девальвации: экономика Прибалтики падает вместе с рублем?
Андрей Стариков
В прошлый понедельник биржевая стоимость рубля испытала крупнейшее со времен дефолтного 1998-ого года падение. Принимая в расчет крепкие торговые связи с Россией, прибалтийским элитам следовало бы готовиться к последствиям дефляционного эхо в собственных странах. Времени, чтобы постелить соломку, вполне достаточно. Но, как показывает история, вождям прибалтийских республик больно падать — по нраву. А до того можно насладиться неудачей соседа, в очередной раз указав на огрехи его экономического развития.
«Потрясающая новость! Россия будет выплачивать пенсии ветеранам в Латвии в размере 500-1000 рублей. Конвертируя обесцененный российский рубль, получается 7 евро. Завтра окажется ещё меньше», - злорадствует депутат Сейма Латвии от Национального объединения Янис Домбрава. «Санкции наконец-то начали действовать», - смакует новость об ухудшении экономической ситуации у восточного соседа президент Литвы Даля Грибускайте. Только вот в отличие от юного Домбравы матерый комсомольский работник Грибускайте еще помнит российский кризис 98-ого года, отразившийся экономическим шоком в странах Прибалтики, и прекрасно понимает, что падающий рубль обернется для ее страны серьезным экономическим потрясением.
Именно тогда в результате экономической нестабильности в регионе рухнула, по сути, вся финансовая система прибалтийских республик с их национальными банками, оставив без сбережений тысячи людей, что и позволило шведам превратить сегодняшнюю Прибалтику в колонию скандинавского банковского капитала. К сожалению, урок 1998-ого года был усвоен недостаточно хорошо.
Несмотря на воинствующую риторику прибалтийских ястребов, между Латвией, Эстонией, Литвой и их большим восточным соседом до сих пор сохраняются крепкие торговые связи. Для Латвии Россия является третьим крупнейшим торговым партнером, на долю которого приходится 10% торговых операций, для Эстонии это четвертый крупнейший партнер (8,4%). Для Литвы Россия и вовсе является крупнейшим торговым партнером, на долю которого приходится более 25% всего товарооборота республики, втрое больше, чем объемы со вторым крупнейшим литовским партнером- Германией (8,4%). Около половины товаров, ввозимых в Россию из Литвы, составляют, как раз, продукты питания. С падением курса рубля, сладострастно смакуемым единомышленниками Грибускайте и Домбравы, резко снижается покупательная способность российского населения. Главным образом это касается импортных товаров: потребитель перестает покупать подорожавшую продукцию.
И это при том, что из-за "санкционной войны" международные эксперты уже понижали свои прогнозы развития стран Балтии. Так, ожидаемый рост ВВП Литвы был понижен с 3,2% до 2,6% (по данным банка SEB, в сентябре тот же банк понизил этот показатель с 3,8 до 3,2%), Латвии- с 3,8% до 2,6% (по данным кредитно-рейтинговое агентство Fitch Raitings), а в случае с Эстонией - с 3,1% до 2,5 % (по данным ЕБРР).
Неизвестно, насколько эластичным окажется спрос со стороны россиян, и как сильно снизится динамика роста экономик прибалтийских республик, но очевидно, что в скором времени будут необходимы очередные корректировки ВВП в сторону снижения. Первые звоночки слышны уже сейчас.
Так, глава Ассоциации рыбопереработчиков Латвии Дидзис Шмитс и глава компании Brivais Vilnis Арнольд Бабрис уже заявили, что из-за тяжелой экономической ситуации в России Вентспилсский рыбоконсервный завод, отправляющий на российские рынки до половины своей продукции, планирует остановить производство с нового года. Приостановить свою деятельность может и Даугавпилский локомотиворемонтный завод, основной рынок сбыта которого также находится на востоке. Снижение курса рубля негативно повлияет на логистический и туристический секторы народного хозяйства Эстонии, сообщает экономист Райво Варе. Пессимизм коллеги всецело разделяет и атташе Литвы по коммерции в России Рямигиюс Кабячюс, по мнению которого часть российского рынка для литовцев будет безвозвратно потеряна.
Несомненно, проблемы с рублем отрицательно скажутся на туристической отрасли Прибалтики. Несмотря на политические распри, российские гости всегда оставались любимы в странах региона Балтийского моря. Например, по данным Госагенства по развитию туризма, среднестатистический гость Латвии выглядел следующим образом: «36-45-летний россиянин со средним уровнем доходов, прилетевший на самолете. Проводит вместе с партнерами 4 дня в Латвии, ночуя в гостиницах 4*/5* в Риге или Юрмале. Перемещается на автомобиле. Средние траты составляют 550 евро». Однако, если раньше число гостей из России в разы превышало число туристов из других стран, сегодня у отдельных турфирм снижение числа российских клиентов по сравнению с прошлым годом уже достигает 70%. Аналогичные тенденции наблюдаются в Эстонии и Литве.
В российско-балтийских отношениях традиционно присутствует некоторая трагичная комичность. Вот и теперь, несмотря на то, что туристическая отрасль Прибалтийских республик и сопряженный с нею бизнес в ближайшем будущем перейдет в состояние долговременной спячки, жители Латвии, Литвы и Эстонии, сумевшие сохранить платежеспособный спрос, будут гораздо чаще ездить в Россию на шоппинг, способствуя развитию въездного туризма, при этом, конечно, не забывая помянуть «тюрьму народов» каким-нибудь едким словцом. А политики стран Балтии будут радоваться российским сложностям, не замечая в них угроз, нависших над их собственными республиками.