Президент Литвы Даля Грибаускайте утвердила государственный бюджет на следующий год. Этот бюджет получился еще более милитаризированным по сравнению с бюджетом 2015 года и по сравнению с первоначальным проектом бюджета на 2016 год. Несмотря на спад международной напряженности в регионе, Литва по-прежнему собирается воевать: местные политики настолько убедили себя в приближении российской агрессии, что готовы теперь год за годом увеличивать финансирование армии и спецслужбам.
Доходная часть бюджета Литовской республики в 2016 году без учета помощи Евросоюза составит 5,945 миллиардов евро. Расходная часть — 6,586 миллиардов евро. Дефицит государственного бюджета в 640 миллионов евро планируется компенсировать той самой помощью Евросоюза — дотациями из структурных фондов ЕС.
В сентябре этого года Еврокомиссия предостерегала Литву от дефицита бюджета более максимально допустимого по Маастрихтским критериям 1% ВВП. По оценкам Брюсселя, литовское правительство излишне оптимистично в прогнозах роста национальной экономики: эти прогнозы не учитывают замедления темпов роста экономики в Литве и сокращения зарубежных дотаций. В следующем году финансирование Литвы за счет фондов ЕС и кредитов международных финансовых организаций сократится до 2 миллиардов евро, что на 317 миллионов или 13,6% меньше суммы прошлогодней помощи.
При таких негативных факторах изначальный проект бюджета Литвы на 2016 год в самом деле грешил излишним оптимизмом. Тем более, что прогноз экономического роста Литвы в 2015 году по итогам этого года блестяще провалился. В проекте бюджета Литвы на 2015 год был заложен рост ВВП на 3,4%, реальный же рост составил 1,7%, оказавшись вдвое меньше ожидаемого. По темпам спада ВВП Литва в уходящем году стала лидером среди 28 стран ЕС. После этого нынешний прогноз роста ВВП на 2,9% в бюджете Литвы на 2016 год закономерно вызывает сомнения.
Впрочем, результатом критики Еврокомиссии стало лишь то, что в итоговом утвержденном бюджете Литвы и доходы, и расходы, и дефицит получились больше запланированного.
При этом доходная часть бюджета по сравнению с нынешним годом сократилась на 1,2%, а дефицит бюджета вырос более чем в полтора раза — 640 миллионов евро в 2016 году против 408 миллионов в 2015-м.
Главная же черта утвержденного Далей Грибаускайте бюджета на 2016 год — еще больший по сравнению с уходящим годом перекос расходов в сторону увеличения финансирования силовиков: военные расходы в Литве в будущем году вырастут на треть, что не сопоставимо с увеличением выплат по другим расходным статьям.
Военный бюджет Литвы в следующем году составит 574 миллиона евро или 1,48% ВВП Литвы. Это на 35% больше, чем было в уходящем году, при том, что и в 2014 году военные расходы Литвы в бюджете на следующий год были увеличены на треть, составив 425 миллионов евро. Итого за два последних годы военные расходы в Литве выросли без малого на миллиард евро.
И это не предел, ведь литовские власти задались целью довести оборонный бюджет страны до рекомендованных по нормативам НАТО 2% ВВП к 2018 году. Это означает, что в бюджете на 2017 год военные расходы будут увеличены еще на треть, в бюджете на 2018 год — еще на треть и составят в итоге 2 миллиарда евро. Впечатляющая цифра, если учесть, что все доходы Литвы за один год без учета западных дотаций и кредитов не дотягивают до 6 миллиардов.
Откуда в таком случае Литовская республика будет доставать деньги на покупку нескольких десятков немецких самоходных гаубиц, бронированных командных машин, эвакуационных танков, а также на обслуживание возрожденной призывной армии? Самое простое, но и самое непопулярное решение — урезание расходов в других сферах. В выборном 2016 году литовское руководство пойти на такое точно не могло, поэтому оно пошло на символическое увеличение расходов в социальной сфере. Очень символическое. На повышение минимальной заработной платы на 30 евро (самой маленькой в странах Балтии и одной из самых маленьких в ЕС) и средней пенсии на 8 евро было выделено в общей сложности 48 миллионов евро. На увеличение финансирования школ было выделено 9 миллионов евро, повышение зарплат учителей — 4,4 миллиона, работников сферы культуры и искусства — 12 миллионов.
В сумме не набирается и пятой части тех денег, которые решено направить на увеличение финансирования силовиков.
Но и этот рост социальных расходов, вероятно, ограничится выборным 2016 годом — в будущем финансирование армии уже сейчас гарантированно решено увеличивать, тогда как по социальной сфере никто из литовского руководства никто никаких гарантий не давал. Поэтому вполне возможно, что в последующем проблему чрезмерных военных расходов будут решать за счет сокращения социальной сферы.
Другой вариант — дальнейшее погружение Литвы в долговую яму. По данным аналитического справочника ЦРУ, внешний долг Литвы к концу 2013 года составлял 29,5 миллиардов долларов или 63% литовского ВВП. Маастрихтские критерии предписывают, что суверенный долг страны не должен превышать 60% ВВП — иначе её нельзя брать в еврозону. Литовские деятели при переходе на евро заявили, что суверенный долг Литвы равен 40% ВВП, и Еврокомиссия этой статистике поверила. Так или иначе, с тех пор литовские власти продолжили одалживаться за рубежом усиленными темпами — в прошлом году, например, они взяли международных займов на миллиард евро (по ставке 2,125% годовых).
Очевидно, что это связано с кратным увеличением военных расходов в ближайшие несколько лет: в национальной экономике нет денег на гаубицы и танки, поэтому на литовцев вешают кредитное бремя.
Это бремя вешают именно на простых литовцев: согласно международной статистике, сегодня государственный долг Литвы превышает 31 миллиард долларов, то есть каждый гражданин Литвы должен внешним кредиторам 10 тысяч долларов. Эти деньги так или иначе придется выплачивать нынешнему и следующим поколениям литовцев. За что же, в сущности, они должны платить? Получается, только за то, что их правящая элита оказалась поражена коллективной параноидальной истерикой и спешно тратит деньги на пушки, призывников и спецслужбы, уже несколько лет пребывая в непоколебимой уверенности, что Россия вот-вот на них нападет.