C этого месяца значительно увеличилось количество отделений российских банков, которые осуществляют обмен белорусских рублей на российские. Cеть и география обменных пунктов существенно расширились. Стал доступен обмен в аэропорту «Домодедово» и семи городах Московской области (Дмитрове, Королеве, Мытищах, Подольске, Пушкино, Сергиевом Посаде, Щелково). Помимо ПАО «Сбербанк», услуги по обмену начали предоставлять еще три банка: АКБ «Трансстройбанк» (пять отделений), КБ «Юнистрим» (одно отделение) и КБ «НДБанк» (два отделения), а также около десятка частных обменных пунктов.
До конца августа обменять белорусские рубли на российские можно было только в одном отделении «Сбербанка» в Москве. К середине октября их число увеличилось до пяти (ул. Земляной вал, ул. Большая Якиманка, Славянский бульвар, ул. Сретенка, ул. Вавилова). Кроме того, продать белорусские рубли возможно в отделении «Сбербанк-Премьер» по адресу: ул. Лесная, 20 (в шаговой доступности от Белорусского вокзала).
И вот теперь значительная часть Московского региона оказалась охвачена сетью обменных пунктов, принимающих белорусские рубли.
Таким образом Россия отреагировала на недовольство белорусской стороны трудностями, которые возникают у белорусских граждан при обмене национальной валюты на территории РФ.
Возможность обменять белорусские рубли на российские в расширившейся сети обменных пунктов значительно облегчает жизнь белорусских граждан — как живущих и работающих в России, так и приезжающих в Москву с туристическими целями. Учитывая, что именно Московский регион является основным направлением для белорусов в России, нет ничего удивительного в том, что расширение сети обменных пунктов, работающих с белорусскими рублями, произошло именно здесь.
На сегодняшний день в России проживает около 466 тысяч граждан Беларуси, из них 176 тысяч осуществляют здесь трудовую деятельность, около 12 тысяч обучаются в российских учебных заведениях.
Россия и Беларусь в оперативном порядке решают проблемы, возникающие в финансово-банковской сфере. Несмотря на введенные с февраля 2022 года санкции, существенное влияние на ситуацию, в том числе и на валютных рынках стран, оказали принятые правительствами Беларуси и России антикризисные меры по стабилизации курса и оттоку валюты. Курс как российской, так и белорусской валюты остался стабильным, несмотря на многочисленные прогнозы об их грядущем обвале, а также панику на валютном рынке в первые недели после начала СВО.
Вместе с тем очевидно, что новые обстоятельства, в которых существуют Россия и Беларусь после 24 февраля 2022 года, диктуют необходимость качественно более высокой степени интеграции в сфере валютно-финансового регулирования, чем сейчас.
Основным экономическим итогом специальной военной операции на Украине как для России, так и для Беларуси стало резкое сокращение финансово-экономического взаимодействия с Западом. Под политически мотивированным санкционным давлением с рынка обеих стран ушли многие западные бренды и торговые марки. Значительно сократился экспорт из Беларуси и России в ЕС, который выступал их основным торгово-экономическим партнером на Западе. К этому можно присовокупить резкое сокращение присутствия таких глобализированных отраслей, как IT-сектор.
Все это ведет к сокращению спроса на иностранную валюту и способствует формированию относительно закрытого и самодостаточного финансового контура Союзного государства. Более того, выпадающие связи с Западом означают необходимость все более интенсивного импортозамещения, ведь все последние десятилетия и Беларусь, и Россия фактически сидели на игле западных продуктов и технологий.
В плане импортозамещения, к слову, именно Беларусь накопила внушительный опыт поддержки отечественных производителей. Однако в условиях маленького и низколиквидного белорусского рынка подобная политика зачастую приводила к снижению разнообразия потребительского ассортимента и не стимулировала к развитию многие поддерживаемые государством предприятия, которые тяжким бременем ложились на государственный бюджет. Более того, жертвой государственного протекционизма нередко становились и российские производители, для которых белорусский рынок оказывался фактически закрыт.
Очевидно, для того чтобы протекционистская политика была эффективной, она должна осуществляться в масштабах большого пространства, и таким большим пространством вполне способен стать рынок Союзного государства. Однако для этого необходимо снятие торгово-экономических барьеров, которые все еще сохраняются между Беларусью и Россией, а также создание единой валютно-финансовой системы.
В этих условиях те же белорусские предприятия, с одной стороны, смогут пользоваться правами и привилегиями отечественных производителей на всем пространстве от Бреста для Владивостока, а с другой — будут испытывать бодрящую конкуренцию со стороны российских производств.
В этом контексте вновь обретает актуальность вопрос о едином союзном рубле. К сожалению, подвижек в этой сфере нет с самого момента подписания Договора о создании Союзного государства, который предусматривал введение общей валюты еще в 2005–2008 годах.
В первую очередь движение к валютному союзу сдерживается отсутствием договоренности по эмиссионному центру. Ранее Беларусь настаивала либо на паритетном контроле над ним, либо на сохранении двух автономных Центробанков. С точки зрения России, регулирование выпуска денежных знаков должно было оставаться в руках Москвы, учитывая разницу в масштабах двух экономик.
Проблемой остается и сохранение искусственно заниженного курса российского рубля белорусскими банками, что также осложняет деятельность российских игроков на белорусском рынке.
Комментируя ситуацию с российским рублем на белорусском рынке, заместитель председателя правления белорусского Национального банка Д. Калечиц заверил, что это не связано с политикой национального регулятора и является результатом деятельности белорусских банков, устанавливающих курсы валют исходя из своей выгоды. При этом Калечиц не смог назвать условия, при которых разница в курсах покупки и продажи российского рубля может сократиться.
Очевидно, что эта проблема также требует скорейшего разрешения.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН