Радикальный поворот Литвы в сторону Запада предложил во вторник министр финансов Римантас Шаджюс. Он посоветовал национальному бизнесу активнее осваивать западные рынки. При этом фактически поставил местных производителей перед выбором — либо Россия, либо Евросоюз. Выступая в Сейме по случаю представления бюджета, Шаджюс напомнил про санкции, «геополитическое напряжение» и спад российской экономики и заключил
История знает чрезвычайно мало примеров, когда министр финансов страны вместо того, чтобы ратовать за развитие торговых отношений со всеми соседями и выход отечественной продукции на зарубежные рынки безотносительно того, под каким флагом находится покупатель, прямо агитирует не торговать с кем-либо из традиционных партнеров. Это больше похоже на дезавуированную просьбу бизнес-сообществу ввести персональный бойкот России. Не говоря уже о том, что в классические обязанности Минфина не входят указания, с кем торговать, а с кем — нет.
Россия исторически была основным и крупнейшим торговым партнером Литвы (21,24% литовского торгового оборота в прошлом году приходилось на РФ).
Россия обеспечивала четверть экспорта и четверть импорта Литвы. По данным Министерства экономического развития РФ, российско-литовский товарооборот в 2014 году снизился на 20,5%. Импорт из Литвы упал на 10%, составив 1 млрд долларов.
Согласно материалам таможенной статистики, только с января по сентябрь 2014 г. Литва экспортировала в Россию товаров на 789,4 млн долларов. Из них 34,4% приходится на продукты питания и сельское хозяйство, 31,6% — на машины и оборудование, 11,2% — на химию. В 2015 году обвал литовского экспорта продолжился практически по всем отраслям: за январь – июнь на 62,11% упали поставки продовольствия, на 39% — текстиля и обуви, на 37,52% — древесины и бумаги, на 30,44% — машин и оборудования, на 22,58% — кожевенных изделий и пушнины, на 20,22% — металлов. Однако, несмотря на трудности, литовские производители еще востребованы в России. Technowood, один из крупнейших в Прибалтике производителей станков автоматизированной деревообработки, поставляет оборудование на лесопилки Красноярского края и республики Коми. В Черняховске (Калининградская область), располагается завод минеральных удобрений, принадлежащий литовскому холдингу ARVI Fertis. Производительность — 240 тыс. тонн удобрений в год. Спросом на российском рынке пользуется продукция компаний Laumetris (сельскохозяйственная техника), AMALVA и SALDA (вентиляторы), Tamona (автогазовые системы), Medelkom (медицинское оборудование), GAURApearls (жемчуг и украшения) и других.
Российско-литовские экономические связи нарабатывались десятилетиями и прошли проверку временем, поэтому оказались столь живучими в кризисные годы. Когда одни отрасли пошли на спад, другие наоборот дали рост. Так, в этом году незначительно, но все же поднялся экспорт литовских минеральных удобрений, а экспорт жемчуга, ювелирных изделий и драгоценных металлов из Литвы в Россию подскочил на 41,94% (с 863 тыс. евро до 1,2 млн). Даже относительно официально «санкционных» товаров литовские бизнесмены не унывают и надеются на отмену санкций. Лучше всего это проявляется на встречах регионального уровня, где привыкли ставить прагматику и добрососедство выше «большой политики».
«У нас есть немало продуктов, к примеру, сыры и молочко, которые были очень хорошего качества. <...> Бизнес найдет все возможности для того, чтобы вы смогли попробовать нашу продукцию», — заверял весной глава Клайпедской торгово-промышленной и ремесленной палаты Викторас Кролис на встрече с коллегами из российских регионов. Но литовское правительство, похоже, заняло совершенно иную позицию.
Все, что осталось от литовского экспорта в Россию, все, что пережило перипетии санкционной войны и девальвацию рубля, Минфин готов зачистить собственными руками.
Экономические связи, сохраненные ценою титанических усилий и благодаря предприимчивости коммерсантов с обеих сторон, Литва собралась пустить под нож под предлогом борьбы за западного потребителя. Правительство организует кампанию по агитации и запугиванию бизнеса, несмотря на то, что, по последним оценкам, российская экономика начнет расти со следующего года. И делается это в условиях, когда, по информации того же правительства, только санкции «откусили» 0,8% от литовского ВВП. А по информации банков, санкции урезали рост ВВП на 1,5–2%. Компенсировать потерю российского рынка при всем желании пока не получается, что вынужден был констатировать Шаджюс. Он добавил: «Это определенный позитивный шаг вперед». Следующим «позитивным шагом» Минфина должна быть сердечная просьба не инвестировать в Россию. Ведь в 2013 году в РФ накопилось 212,1 млн долларов литовских инвестиций, в том числе прямых — на 133,8 млн долларов. По литовской логике, их теперь надо срочно отзывать и перебрасывать на коллег по ЕС.