Железная дорога «33 несчастья»: экологи сорвали строительство участка Rail Baltica
Александр Носович
Государственный суд Эстонии запретил строительство участка железной дороги Rail Baltica в районе города Пярну. Это решение стало крупной победой эстонских экологов, доказывавших, что железная дорога в Пярнуском уезде опасна для находящегося там птичьего заповедника. Фатальным для проекта Rail Baltica вердикт эстонских судей не станет, однако он продолжает череду несчастий, которые в последние полгода непрерывно преследуют строителей узкоколейной железной дороги через Прибалтику.
Против строительства участка дороги Rail Baltica в Пярнуском уезде выступало Общество охраны природы Эстонии. Состоящие в нем экологи опасались за судьбу птичьего заповедника Луйтемаа, в котором содержатся охраняемые виды редких исчезающих птиц.
Железную дорогу собирались строить в непосредственной близости от Луйтемаа. Само строительство и последующий шум от движения поездов грозили разрушить нормальные условия обитания черных аистов, морских орлов и других уникальных птиц, находящихся под защитой заповедника. Однако соображения охраны окружающей среды не были приняты во внимание эстонскими чиновниками при проектировании маршрута Rail Baltica.
Экологи подали в суд на министра государственного управления Эстонии Яака Ааба. По их мнению, Ааб нарушил закон, когда утвердил маршрут железной дороги в Пярнуском уезде, не проводя экологической экспертизы воздействия участка 4A Rail Baltica на местную экосистему.
На этой неделе коллегия Государственного суда по административным судам признала правоту Общества охраны природы Эстонии и запретила строительство узкоколейки на трех участках Пярнуского уезда.
Госсуд подтвердил, что министр государственного управления незаконно согласовал маршрут трассы в районе Пярну и что он не имел права этого делать без оценок воздействия проекта на окружающую среду. Теперь эстонское правительство должно решать, как планировать маршрут железной дороги с учетом постановления суда и экологических факторов.
Фатальной для проекта Rail Baltica эта история, конечно, не станет. Железную дорогу продолжат проектировать — не через птичий заповедник, так через другое место. Сам по себе эстонский сюжет интересен разве как прекрасная иллюстрация двойных стандартов Прибалтики в области экологии.
После распада СССР Литва, Латвия и Эстония уничтожали целые отрасли экономики под лозунгами защиты родной природы. Сегодня Литва пятый год воюет со строительством Белорусской АЭС — якобы из соображений экологической безопасности Вильнюса. При этом сама Литва регулярно создает экологические угрозы соседям: то Куршский залив отравят, то пожар на заводе шин не дотушат, то устроят еще какой-нибудь экологический скандал.
Та же стилистика и у Эстонии, где движение за выход из состава СССР начиналось с протестов против разработки сланцевых месторождений, а сейчас чиновники прокладывают железную дорогу рядом с птичьим заповедником. Лишь бы освоить транши из структурных фондов ЕС.
Впрочем, повторимся, сама по себе история с заповедником Луйтемаа на строительство RailBaltica мало влияет. Другое дело, если рассматривать ее в комплексе с другими недавними новостями о строительстве злосчастной (теперь уже можно произнести это слово) узкоколейки.
В последние полгода крупнейший инфраструктурный проект в истории постсоветской Прибалтики преследуют бесконечные трудности, провалы, скандалы и неудачи.
Предыдущий скандал тоже был связан с Эстонией. Министр внутренних дел Эстонии Март Хельме и его сын, министр финансов Мартин Хельме похвастались в эфире эстонского радио, что их усилиями строительство Rail Baltica практически сорвано. Возглавляемая семейством Хельме ультраправая Консервативная народная партия (EKRE) обещала своим националистическим избирателям, что транснациональная узкоколейка в Эстонии строиться не будет — и выполнила обещание. Может, и министр государственного управления не стал проводить экологической экспертизы в районе Пярну по наущению Хельме-старшего и Хельме-младшего?
До откровений семейства Хельме от участия в проекте строительства Rail Baltica отказалась Финляндия. В Хельсинки заявили, что их страна предпочитает развивать национальные инфраструктурные проекты, а не непонятную железную дорогу из Скандинавии в Центральную Европу через Эстонию, Латвию и Литву. EKRE придерживается той же логики.
Работники Rail Baltica рассылали открытые письма о том, что проект в кризисе и может вообще закрыться. Денег на строительство не хватает, идут они с перебоями, а менеджмент отвратительный, потому что страны Балтии не могут договориться между собой об управлении и финансировании. Будущее Rail Baltica еще до пандемии коронавируса и вызванного ею мирового кризиса было под очень большим вопросом, поскольку Евросоюз взял курс на сокращение структурных фондов ЕС для развития инфраструктуры в Восточной Европе.
История с экологическим разбирательством очень точно укладывается в заданную тенденцию.Rail Baltica в последнее время сопровождают сплошные несчастья, из-за чего иной суеверный человек не раз и не два подумает, стоит ли ему связываться с этим пропащим проектом.
Всевозможные мелкие неприятности с железной дорогой накладываются на общую фундаментальную закономерность: у Европы больше нет денег на дотации Восточной Европе вообще и на бессмысленные с экономической точки зрения проекты, которые там выдумывали для получения этих дотаций, в особенности.
Тем занятнее наблюдать, как прибалтийские власти цепляются за уходящую эпоху и пытаются оживить тему Rail Baltica. Выражают надежду, что «прибалтийский БАМ» станет «спасательным кругом» для экономики.
Новую реальность признать всегда тяжело, если эта реальность тебе неприятна. Прибалтика еще долго будет жить надеждой на то, что халява вернется, дотации из Брюсселя вновь потекут рекой и вытащат регион из кризиса. Осознание того, что выкарабкиваться придется самим, будет медленным и мучительным.