Когда Порошенко обещает что-либо с привязкой к конкретной дате, это верный признак, что анонсированное событие не состоится. После «получения» Украиной «безвиза» с 24 ноября и «встречи» Порошенко с Трампом в феврале перенос транша МВФ, обещанного Петром Алексеевичем на март, удивления не вызвал.
Блокада Донбасса, начатая «патриотически настроенной общественностью» и поддержанная Совбезом Украины, принесла свои плоды: вопрос предоставления транша размером в 1 млрд долларов исчез в последний момент из повестки дня заседания совета директоров МВФ 20 марта. Как сообщает Министерство финансов Украины, это связано с «необходимостью уточнения расчетов экономических последствий от мер, принимаемых Украиной в ответ на блокаду (sic!), и захвата предприятий в оккупированном Донбассе», а также «с признанием российской стороной “документов” (причем здесь это? — прим. авт.), выданных на этих территориях».
Несмотря на ряд абсурдных формулировок, доля истины в заявлении Минфина имеется. Действительно, блокада Донбасса никоим образом не вписывается в ранее достигнутые договоренности между МВФ и Киевом. По оценке
Порошенко и его клиентела поступили сугубо по-комсомольски: если не можешь преодолеть блокаду Донбасса — возглавь ее решением Совбеза. Видимо, нареченный президент Украины побаивается «партии войны», горячо поддерживающей и продуцирующей наиболее радикальные инициативы, куда больше, чем внешних суверенов, выступивших резко против блокады. В условиях трещащего по швам политического баланса идти наперекор «партии войны» для Порошенко чревато.
Серия захватовадминистративных зданий на Западной Украине в исполнении поддерживающих блокаду «активистов» наглядно продемонстрировала, что порошенковская вертикаль власти сильна лишь на бумаге.
Вторая возможная причина переноса транша на неопределенный срок, как сообщает австрийское издание Der Standard, — позиция новой вашингтонской администрации, сомневающейся в необходимости дальнейшей поддержки Порошенко. Один небезызвестный украинский политолог так прокомментировал данное событие: «Ветераны финансовых войн, а также гражданские глобалисты открыли новый редут имени Дональда Трампа в Вашингтоне, в здании МВФ, что по адресу 19th Street NW. После чего мирные финансовые активисты заблокировали движение очередного транша в Украину».
В США прекрасно осведомлены о масштабах коррупции в высших эшелонах украинской власти (даже без «пленок Онищенко», материалов Наливайченко, Артеменко, имя им легион), где кредиты МВФ служат не только инструментом выплаты накопленных долгов, но и «кормовой базой» для местных «верхов».
Судя по последним шагам администрации Трампа, отныне подпитывать кредитами и грантами режимы, подобные украинскому, будут куда меньше.
Тем не менее говорить о том, что МВФ прекратил сотрудничество с Украиной, будет неверно, ведь выделение траншей во многом политический вопрос. Достаточно вспомнить, что МВФ изменил свой устав, разрешив кредитовать страны, пребывающие в состоянии дефолта, и выделил Киеву транш в 1 млрд долларов в сентябре 2016 г. вопреки несоблюдению Украиной целого ряда «маяков» и отсутствию прогресса по урегулированию вопроса возврата Москве 3 млрд долларов, взятых в декабре 2013 г. (не вернув в декабре 2015‑го долг, Украина де-факто вошла в состояние дефолта).
Прогнозировать, выделит ли МВФ очередной транш и когда, особенно если в апреле будет вынесено решение Высокого суда Лондона по спору с РФ о 3 млрд долларов не в пользу Украины, — дело неблагодарное. Однако при любых решениях международных институций Украина является банкротом — не из-за того, что не может расплатиться по долгам, а потому, что находится под властью полностью разложившейся политической «элиты», составленной из паталогических клептоманов и социопатов.
В целом вся история послемайданного сотрудничества Украины с МВФ выглядит иррационально. Выклянчивая всего лишь миллиард долларов, киевский режим соглашается на выполнение целого ряда антисоциальных требований вроде очередного увеличения тарифов на природный газ, повышения пенсионного возраста и открытия рынка земли.
В то же время потери от существования офшорных дыр и разрыва экономических связей с РФ оцениваются не меньше чем в два десятка миллиардов долларов — почувствуйте разницу.
Да только в результате распада единого институционально оформленного правового поля, из-за действий «активистов», блокировавших российские фуры, Крым и Донбасс, Украина потеряла еще несколько миллиардов свободно конвертируемой валюты. Ну и как же не вспомнить о тоннах наличных, задекларированных в прошлом году украинскими чиновниками и депутатами (хотя, возможно, они закладывали свою коррупционную ренту наперед), — вложив их в институты совместного инвестирования, через механизм кредитного мультипликатора можно было бы перейти к экономическому росту. Этот же тезис справедлив и по отношению к населению, предпочитающему хранить поистрепавшиеся сбережения «под матрасами» ввиду «реформирования» банковского сегмента, в результате чего «под нож» отправилось порядка 90 коммерческих банков.
Словом, при грамотном государственном управлении, проведении деофшоризации, детенизации, восстановлении доверия к банковскому сегменту Украина и вовсе не нуждалась бы во внешних заимствованиях.
Тем более, что внешние займы привели к резкому ухудшению социальной ситуации, не сумели остановить девальвацию национальной валюты и подпитывают политическую коррупцию.
В связи с переносом транша МВФ на неопределенный срок не стоит удивляться, если ЕС примет решение отсрочить голосование в Европарламенте за украинский «безвиз», дата которого уже «определена». Западные партнеры перенимают тактику киевского режима много обещать, но мало делать.