Флагман литовской экономики — химический концерн Achema на грани остановки
Олег Мирославов
Ведущее в Литве предприятие по производству химических удобрений Achema готово остановить производство. Один из основных налогоплательщиков в бюджет страны больше не в состоянии нести убытки из-за навязываемой литовскими властями с 2014 года политики по содержанию нерентабельного плавучего терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде.
Проблемы у литовского производителя начались еще в 2014 году, когда руководство страны поставило крупный бизнес перед фактом необходимости распределения бремени финансовых издержек на содержание убыточного терминала СПГ Independent («Независимость»). Политический проект изначально был обречен на провал, что не помешало президенту Литвы Дале Грибаускайте в связи с его вводом в эксплуатацию в 2014 году заявить о «достижении энергетической безопасности от России».
Затем у литовских властей начались хождения по мукам. Заключение контракта с норвежской компанией Statoil о поставках Литве СПГ совпало с острой фазой экономического спада в стране, что привело к сокращению промышленного потребления газа. Издержки же по содержанию дорогостоящего терминала остались прежними. Властям ничего не оставалось, как пойти на переговоры с Норвегией о пересмотре условий контракта. В результате Statoil обеспечил себе гарантированный рынок сбыта не на пять, а уже на десять лет с обязательством Литвы приобрести 3,7 млрд куб. м газа (ранее — 2,7 млрд куб. м газа). Новый контракт также был привязан к рыночным ценам.
Попытка Литвы выторговать скидку у Норвегии путем ее шантажа более дешевым российским газом ни к чему не привела.
По этому поводу норвежский министр по делам ЕС и европейского экономического пространства Видар Хельгесен дал четкие объяснения литовским властям: «Норвегия не намерена снижать цены на поставляемый газ в случае, если газ из России окажется дешевле, так как мы придерживаемся принципа невмешательства в ценообразование».
Неудача постигла Литву и в вопросе создания под собственной эгидой регионального газового рынка, что предполагало закупки соседними прибалтийскими государствами — Латвией и Эстонией — газа с терминала в Клайпеде. В Риге и Таллине признали данный проект экономически невыгодным.
Расчет литовских властей на получение инфраструктурного финансирования по линии Еврокомиссии под очередной «региональный» проект по обеспечению энергетической «безопасности» не оправдался.
По ходу поиска решений у Вильнюса рождались идеи одна лучше другой. В какой-то момент, видимо из-за дефицита воображения или от безысходности, предлагалось даже тянуть трубопровод из Украины в Клайпеду. Причем литовские чиновники всерьез обсуждали возможность использования газотранспортной системы Белоруссии для транзита газа с плавучего терминала. А в Министерстве экономики Литвы обещали поднять данный вопрос на высоком уровне — в рамках Литовско-белорусской межправительственной комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству. Не получилось.
И наконец кому-то из литовских чиновников пришла гениальная идея. А давайте заставим платить собственный бизнес и граждан за содержание «Независимости». Ведь речь идет о немаленьких деньгах: по договору с норвежской компанией HoeghLNG плата за аренду судна в день составляет 189 тыс. долларов США, за 10 лет — 689 млн долларов США). Как говорится, сказано — сделано.
Государство приняло закон «О терминале СПГ», обязывая крупных потребителей газа треть закупок осуществлять у клайпедской «Независимости» по тем контрактным ценам, которые были навязаны норвежцами на десять лет вперед. А Конституционный суд Литвы, в свою очередь, признал законными налоговые требования правительства.
Таким образом, литовские власти в принудительном порядке переложили финансовое бремя на плечи бизнеса и собственных граждан.
Возникает резонный вопрос: а не идет ли такая позиция литовских властей вразрез с положениями Третьего энергетического пакета ЕС о либерализации газового рынка? Ответ: идет.
Что и стало поводом для подачи Литовской газовой ассоциацией (ЛГА) в Еврокомиссию жалобы о притеснении прав потребителей и поставщиков. По мнению ЛГА, закон «О терминале СПГ», а также другие документы, связанные с его реализацией, идут вразрез с законодательством ЕС, в котором зафиксировано, что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков. Более того, поставщики имеют право на свободное обеспечение потребителей».
Как подчеркивали эксперты ЛГА, государственное принуждение потребителей покупать через терминал не менее четвертой части необходимого газа «ограничивает конкуренцию на рынке, формируя определенные права только для одного представителя газового рынка — оператора регазификационного терминала».
Итогом государственного эксперимента, как и предсказывали эксперты, стал рост жилищно-коммунальных тарифов для населения.
После того как отвечающая за теплоснабжение столицы компания Vilniaus energija начала закупать «самый дорогой на рынке норвежский газ», отопление подорожало. Если население еще как-то сводило концы с концами, то для многих представителей литовского бизнеса такая ноша стала фактически непосильной.
На днях стало известно о бедственном положении ведущего в стране предприятия по производству химических удобрений Achema, чье руководство заявило о готовности остановить производство.
Как пояснила представитель завода Гинтаре Меркене, с начала января текущего года предприятие существенно снизило свои производственные мощности из-за «практически полной остановки закупок удобрений в Европе по причине плохих погодных условий».
Но это, как выяснилось из дальнейших пояснений представителя Achema, отнюдь не основная проблема. В конце концов, можно было бы продолжать выпуск продукции, храня ее на складе до лучших времен, налаживая при этом новые рынки сбыта.
Причина всех бед Achema — непомерное бремя расходов на содержание терминала сжиженного природного газа: 1,7 млн евро в год.
Причем платить фиксированную ставку приходится даже тогда, когда у завода нет потребности в услугах терминала. Поэтому сегодня завод работает в минус, а его убытки, по словам представителя холдинга, «практически равны расходам на содержание терминала СПГ».
Всё могло развиваться по другому сценарию, если бы не личное вмешательство литовского лидера Дали Грибаускайте в переговоры концерна с владельцем швейцарского холдинга EuroChem Group Андреем Мельниченко. Как показал опыт, продать частное предприятие в Литве, которая является страной — членом ЕС, не так-то просто. А в отдельных случаях, если это противоречит логике руководства страны, и вовсе невозможно. Так и случилось: глава государства потребовала, чтобы инвестор соответствовал критериям национальной безопасности и был одобрен специальной комиссией.
По понятным причинам, когда первое лицо страны постоянно обвиняет Россию в подготовке военного вторжения, российские инвесторы автоматически не отвечают выдвинутому критерию. Такой подход выглядит по меньшей мере странным. Ведь владеет же EuroChem Group заводом фосфорных удобрений Lifosą в Кедайняе?
Литва упустила свой шанс за счет партнерства с одним из мировых лидеров стать глобальным игроком на рынке удобрений. Ведь швейцарский холдинг, владея нефтехимическими предприятиями в 90 странах мира, открыл бы многочисленные рынки сбыта.Пример Achema далеко не единичный, есть также и другие из немногих оставшихся после делокализации за рубеж предприятий, которые сталкиваются с аналогичными трудностями. Литовские власти продолжают в угоду геополитике разрушать собственную экономику, вынуждая бизнес покидать страну.