В СССР было лучше: Литва признала, что развивалась неправильно
Алексей Ильяшевич
Президент Литвы Гитанас Науседа рассказал о серьезных ошибках, которые его страна совершила после распада Советского Союза. По мнению лидера прибалтийской республики, чересчур сильная «невидимая рука рынка» и развитие «в условиях Дикого Запада» привели к социальному разобщению. Устранение неравенства между различными слоями населения Науседа называет приоритетной задачей своего президентства. Складывается впечатление, что президент Литвы затесался в социал-демократы, однако на реальное состояние экономики его левацкие замашки не повлияют.
«Пришло время сказать, что мы допустили ошибку, разрешив развиваться экономике по принципам и в условиях Дикого Запада в течение долгого времени. Там, где господствуют те, кто лучше вооружен и у кого больше знакомых, не остается места небольшим, слабым и думающим о всеобщем благе», — такой неутешительный вердикт постсоветской Литве вынес ее президент.
И тем самым взбудоражил общественность.
Оно и понятно: предшественники Науседы без малого три десятилетия рассказывали, что Литва вырвалась из «тюрьмы народов», вернувшись в лоно процветающей европейской цивилизации с ее мудрыми законами и высокой политической культурой.
Откуда же взялись этот «Дикий Запад» и господство «тех, кто лучше вооружен»? Сами речевые обороты Науседа будто позаимствовал из советского агитпропа.
Дальше — больше! Оказывается, слом советской системы хозяйствования не принес литовцам счастья.
«Перешли из одной крайности — неэффективной советской плановой экономики — в другую: чрезмерно возвысили невидимую руку рынка. В то время как большинство стран с похожей судьбой искали равновесие, мы оставили свое завоеванное тяжелой борьбой государство на голодном пайке».
Проблескам здравомыслия литовского лидера можно только поаплодировать. Хоть до кого-то наконец дошла очевидная мысль: даже при переходе на демократические рельсы можно не выбрасывать на свалку истории «плохую» и «неэффективную» социалистическую модель, а сохранить отдельные ее элементы.
Жалко только, что принцип равновесия между планом и рынком, который фактически озвучил Науседа, он не экстраполирует на другие сферы.
Пока экономика развивалась «по принципам и в условиях Дикого Запада», политическая система Прибалтийских республик развивалась по принципам и в условиях дикой русофобии.
Отказ от всего советского сопровождался отказом от добрососедских отношений с Россией. При том, что последняя в «святые девяностые» была такой же прозападной страной, как Литва. Но даже с «ельцинской» Россией Вильнюс поладить не смог. Почему бы и в этом вопросе не поискать равновесие?
Впрочем, на внешнюю политику Науседа начал влиять совсем недавно — до этого он всю жизнь занимался финансами. Неудивительно, что состояние экономики волнует его куда больше.
И даже заставляет краснеть.
«Мы хвастаемся тем, что с момента вступления в ЕС быстро продвигаемся к среднему показателю ВВП на одного жителя, а с другой стороны, краснеем из-за самых плохих показателей разобщения в обществе», — заявил президент республики.
Его слова подтверждает статистика последних лет.
Конфедерация благотворительных организаций Oxfam и финансовая организация Development Finance International ставит Литву на последнее место среди европейских стран в сфере борьбы с неравенством.
Похожие выводы приводятся в прошлогоднем отчете Еврокомиссии (ЕК): имущественное неравенство и социальное разобщение в прибалтийской республике достигли критического уровня.
При Дале Грибаускайте об этой проблеме говорить было не принято. Науседа пояснил, почему: долгие годы в Литве господствовало представление, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.
Власть должна создавать условия для роста ВВП и не вмешиваться в процесс распределения национальных богатств между различными группами населения. Невидимая рука рынка сама все сделает.
Нынешний президент, похоже, полон решимости пересмотреть эту концепцию. «У нас не было компаса, для чего использовать экономический прогресс, и сегодня у нас ситуация вот такая плохая», — утверждает Науседа.
Следовательно, теперь нужно побыстрее вооружиться надежным компасом. Литовский лидер так и сделал: стрелка его прибора указывает в сторону «государства всеобщего благоденствия». Это абстрактное выражение, которое нарочито часто использует Науседа, начинает обрастать смысловой нагрузкой.
«Всеобщее благоденствие» наступит в результате реализации старого дедовского принципа: «Взять все, да и поделить». Как ни парадоксально, но президент демократической Литвы (первой республики, которая стояла в очереди на выход из Советского Союза) предлагает сделать именно это.
Под чутким руководством Науседы в стране снова «перетряхивают» налоговое законодательство. Чем больше денег будет собирать государство, тем больше возможностей открывается перед ним в сфере перераспределения средств через казну.
В теории это должно привести к уменьшению социального разобщения. Кстати, налоги — только один из элементов отката к «уравниловке». Есть у Науседы еще один рецепт успеха: отменить «скотские» льготы. «Мы ведь люди, а не скот. Значит, должны отказаться от тех льгот, которые ничем не оправданы, которые в разные периоды вводились потому, что власть имущие могли добраться до законодательства и осуществили для себя эти льготы», — предлагает президент Литвы.
Мысль, конечно, здравая. Но какие именно льготы, по мнению Науседы, «ничем не оправданы»? Наиболее активно он выступает против компенсаций фермерам за дизельное топливо, хотя литовские аграрии в последнее время явно не жируют. По ним бьют и капризы погоды (то засухи, то обильные ливни), и низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, и санкционная война с Россией. Уже скоро к этому добавится сокращение дотаций из еврофондов, чем возмущен лично Науседа.
Странным образом требования президента увеличить поддержку литовских фермеров по линии Евросоюза сочетаются с его же предложением забрать у фермеров компенсации за топливо.
При этом рушить семейный бизнес Ландсбергисов, которые получают из госбюджета дотации на содержание частных школ, Науседа не торопится. Видимо, это не тот случай, когда «власть имущие могли добраться до законодательства». То ли дело компенсации для трактористов и комбайнеров — вот где коррупция!
По мнению некоторых экспертов, в 2020 году Науседе все же удастся снизить имущественное неравенство: бюджет предполагает ощутимое увеличение пенсий, минимальной зарплаты и «детских» денег. Увеличатся налоги для граждан с большими доходами, что позволит государству предпринять дальнейшие меры для перераспределения богатств.
Но ничего другого, кроме перераспределения, президент Литвы не предлагает. Нет ответа на главный вопрос: какие стимулы будут способствовать развитию экономики страны в новом десятилетии?До недавнего времени главным стимулом были дотации Евросоюза, которые с 2021 года будут урезать. Поэтому в обозримом будущем Науседа и его преемники могут обнаружить, что им и перераспределять-то больше ничего.