Экономика Экономика

Власти Эстонии обрушили автомобильный рынок в стране

В Эстонии полностью обвалился рынок автомобилей. Произошло это в результате «мудрого» решения официального Таллина, который ввел новый транспортный налог. Эстонские политики так торопились начать собирать деньги с сограждан, что даже грубо нарушили национальное законодательство и запустили налог без обязательного предупреждения населения за полгода. Власти объясняют свои действия стремлением защитить экологию страны, однако на самом деле все гораздо прозаичнее. Из-за дилетантизма чиновников и роста военных расходов в экономике республики образовались огромные дыры.

Рынок легковых автомобилей в Эстонии охвачен жесточайшим кризисом. Как пишут прибалтийские СМИ, «за первые два месяца в стране было продано в общей сложности 1 155 новых автомобилей, что означает падение на целых 61,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года».

Любопытно, что обвал происходит на фоне изначально низкой референтной базы. Например, в январе 2024-го года в стране было зарегистрировано примерно на 200 автомобилей меньше, чем годом ранее. Однако рынок сейчас рухнул, даже несмотря на это. В феврале он по сравнению с январем незначительно оживился, но принципиально это ситуацию не спасло.

Рынок упал после резкого роста продаж перед новым годом (примерно в два раза за четыре месяца). Но «рождественский» скачок был связан не с тем, что эстонцы резко разбогатели. Напротив, они отчаянно пытались спасти свои деньги.

По мнению исполнительного директора Союза предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей Эстонии Меэлиса Теллискиви, проблема сегодня заключается в первую очередь во вступившем в силу с начала года автомобильном налоге, заставившем многих отложить покупку машины на неопределенный срок или полностью от нее отказаться.

Генеральный директор Amserv Рене Варек в интервью прибалтийским СМИ тоже подчеркнул, что падение продаж автомобилей — это не случайное колебание. Он также связал ситуацию на рынке с введением транспортного налога, а кроме того, с общей экономической неопределенностью.

«Покупка автомобиля — это крупная инвестиция, и многие люди ждут более четких правил и более стабильной экономической ситуации, прежде чем принять такое решение. Это подтверждается и тем фактом, что интерес к покупкам со стороны частных лиц снизился», — рассказал Варек.

Налог, вступивший в силу с 1 января 2025 года, состоит из двух компонентов: регистрационного сбора и ежегодного налога. Он распространяется на легковые автомобили и фургоны.

Регистрационный сбор необходимо заплатить, когда новая машина впервые ставится на учет или впервые перепродается после 1 января 2025-го года. Размер сбора частично зависит от года выпуска транспортного средства, выбросов CO₂ и его массы. При этом только базовая часть составляет 150 евро.

Некоторые пользователи социальных сетей уже подсчитали, что за машину, которую им хотелось бы купить, нужно теперь сразу переплачивать в районе 1 000 евро.

Для небогатых людей такая сумма практически неподъемна.

Ежегодный налог обязаны платить все владельцы или ответственные пользователи автомобилей. Его базовая часть — 50 евро, на которые сверху «накручиваются» компоненты, связанные с годом выпуска, выбросами и массой.

Оппозиция считает введение транспортного налога полностью незаконным, так как не была выдержана норма о его анонсировании за полгода. Однако власти прибегли к манипуляции, сославшись на то, что новые сборы и так слишком долго обсуждали.

Официальный Таллин попытался формально объяснить введение налога заботой об окружающей среде, но никак не смог обосновать эту связь. Население страны понимает, что проблема совсем в другом. Фискальное нововведение вызвало шквал негатива в социальных сетях. Люди постят саркастичные картинки: осликов с надписью «ТАКСИ» на седле и вереницы телег, указывая на то, что таково будущее страны. Возмущенные эстонцы пишут, что чиновники руководствуются принципом «чтобы получить с коровы прибыль, ее нужно меньше кормить и больше доить», но не задумываются о том, что корова при таком подходе очень быстро сдохнет.

«Уже сейчас большая часть автомобилей продается за пределами Эстонии. В будущем в стране начнут ездить на велосипедах-боксах и пользоваться услугой Bolt. Вероятно, для Эстонии выгоднее, если будут приняты такие решения», — написал в комментариях к новости о крахе на рынке автомобилей один из жителей страны.

«Верным путем идем, товарищи, слава нашему правительству!», — иронизирует другой.

При этом пока что власти Эстонии уходят в минус. Ведь теперь они даже не получают налогов с продажи автомобилей. Тем не менее официальный Таллин, видимо, пытается взять соотечественников измором в надежде на то, что рано или поздно они все-таки потянутся в автосалоны. И в чем-то отчаяние чиновников понятно.

Экономика Эстонии находится в состоянии рецессии. ВВП страны в 2024 году упал на 0,3%. Перед этим в последний раз рост валового внутреннего продукта в годовом измерении наблюдался еще в 2021-м. Промышленные предприятия в Эстонии произвели в 2024 году продукции в постоянных ценах на 4% меньше, чем годом ранее. Причем произошло падение за счет важнейшего сектора — обрабатывающей промышленности. В частности, деревообработка рухнула сразу на 10,7%.

Долг правительства Эстонии в конце 2024-го года достиг 9,3 миллиарда евро или 23,6% ВВП. Для маленькой страны это катастрофический показатель.

Уровень жизни снижается так стремительно, что за последний месяц на 5% упали даже продажи в эстонских продуктовых магазинах.

Но качество жизни соотечественников — последнее, о чем думают сидящие в Таллине чиновники. Они обсуждают повышение военных затрат до 7% ВВП и анонсируют приобретение новых ракет для защиты от выдуманной «российской агрессии». Видимо, представители топ-менеджмента западного военно-промышленного комплекса умеют очень щедро благодарить партнеров.

Читайте также
5 апреля
Парламентская фракция «Союза Отечества — Христианских демократов Литвы» зарегистрировала законодательные поправки о лишении политических партий госфинансирования за «антигосударственные» высказывания их представителей. Причем формулировки в законопроекте самые расплывчатые. Они позволяют подвести «под статью» практически любое критическое высказывание. Это может указывать на то, что обанкротившийся клан Ландсбергисов, создавший в свое время «Союз Отечества», вынашивает планы по сведению счетов с оппонентами и возвращению в политическую жизнь республики после провала на прошлогодних выборах.
6 апреля
Латвийские власти работают над официальными юридическими претензиями к России по поводу «ущерба», нанесенного «советской оккупацией». Специальные эксперты по никому не ведомой методике пытаются рассчитать «потери» Латвии от «обрусения» и «замедления экономического развития». Понятно, что такие изыскания абсолютно абсурдны и не имеют никакого правового основания, но они служат делу оболванивания собственного народа, разжигания пещерной русофобии и отвлечения внимания соотечественников от реальных социально-экономических проблем. Ведь если латыши вспомнят о том, что под «советской оккупацией» их страна на самом деле достигла пика своего развития, это может породить неудобные вопросы.
7 апреля
Министр финансов Эстонии Юрген Лиги считает, что акцент в экономических обсуждениях следует сместить с роста цен на увеличение доходов населения.
8 апреля
Балтийские республики, Польша и Финляндия выходят из Оттавской конвенции о запрещении противопехотных мин. Это происходит в контексте массированного возведения членами НАТО укреплений на границе с Россией и Беларусью. Примечательно, что Москва с Минском никогда даже не намекали на возможность нападения на представителей Альянса и не предъявляли им никаких территориальных претензий. Напротив, президент РФ Владимир Путин публично назвал слухи о намерения Москвы воевать с НАТО «бредом» и напомнил о том, что западные страны тратят на военные нужды гораздо больше средств, чем Россия. Однако в Европе сегодня есть могущественные силы, которым выгодно раздувать милитаристскую истерию. Это прекрасная возможность отвлечь внимание населения от проблем в экономике и безболезненно «распилить» огромные бюджеты.