Российские специалисты в 2025 году построят на территории белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» завод по производству сжиженного природного газа. Сотрудничество между РФ и РБ в энергетической сфере становится все более комплексным и разнообразным. Работы в данном направлении позволяют Союзному государству продвигаться по пути укрепления энергетического суверенитета, стимулируют внутреннее потребление в СГ и создают условия для развития экономики.
О начале реализации нового проекта в индустриальном парке «Великий камень» рассказала прессе генеральный директор ООО «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш после совместного заседания комиссий Парламентского собрания Союзного государства.
«Была достигнута договоренность с правительством Беларуси о строительстве завода по аналогии с таким же производством в Волгоградской области. Нам выделили земельный участок для первой очереди. Планируется, что это производство введут в эксплуатацию в 2025 году. Мощность завода будет около 4 тысяч тонн в год или 0,4 тонны в час. Этого достаточно, чтобы снабжать автотранспортные предприятия и закрыть потребности БЕЛАЗа и МАЗа на текущем этапе. Мы берем модульные решения, которые потом можно наращивать и тиражировать каждый год. Технические условия на газ "Белтопгаз" нам выдал, строить мы умеем этапами», — цитирует Любовь Бриш агентство БЕЛТА.
В возведение первой очереди предприятия по производству СПГ предварительно планируется вложить около миллиарда рублей.
Как пишет ibMedia, «Газпром гелий сервис» — на сегодняшний день единственный в России производитель сниженного природного газа, а также заказчик, инвестор, строитель малотоннажных заводов по производству СПГ. В РБ компания открывает новые горизонты — как для себя, так и для «принимающей стороны».
В мире в целом сейчас можно отметить тенденцию по росту объемов использования газомоторного топлива и замещения им «традиционных» видов топлива.
Аналитики рынка прогнозируют, что уже в 2030 году примерно каждый десятый автомобиль на планете будет ездить именно на СПГ.
«В настоящее время основным эксплуатантом газонаполнительных станций в Беларуси является "Газпром трансгаз Беларусь". Сейчас насчитывается 28 заправочных станций, предлагающих газ для реального сектора и для населения. Если по компримированному газу у нас достаточно активно развиваются станции, то по сниженному газу пока в Беларуси их нет в силу того, что производство СПГ у нас не создано. Но это не означает, что тема для нас не интересна: есть инвестпроекты, они в настоящий момент находятся в активной стадии проработки», — цитирует ibMedia заместителя министра энергетики Беларуси Дениса Мороза.
По словам чиновника, официальный Минск стремится сейчас найти баланс в использовании различных видов двигателей для транспорта — включая электрические и газовые. Причем, для магистральных и карьерных машин СПГ дает экономию на топливе примерно в 10 раз.
«К выбору подобного рода нужно подходить аккуратно и взвешенно», — подчеркивает Денис Мороз.
Газомоторный транспорт, а также инфраструктура для его заправки и обслуживания, в Беларуси есть.
Российская Федерация обеспечивает поставки в РБ природного газа по цене, которую эксперты называют самой низкой в мире.
Соответствующее соглашение было подписано еще год назад. Уже в текущем году стало известно, что Москва сохранит низкие цены на углеводороды для Минска на ближайшие годы, и что РФ с РБ приступают к формированию единого рынка газа.
«Беларусь и Россия существенно продвинулись в вопросах по формированию объединенного рынка природного газа. На уровне правительств и профильных министерств были найдены развязки, в том числе по наиболее чувствительным, затрагивающим национальные интересы вопросам. Основная задача на предстоящий период — согласование принципов работы объединенного рынка газа с целью дальнейшего сближения ценовых условий, условий хозяйствования для субъектов двух стран и перевода достигнутых договоренностей в практическую плоскость реализации», — прокомментировал переговоры в данном направлении министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич.
Учитывая сложившуюся ситуацию, условия для производства СПГ в РБ оптимальные. Судя по всему, одним только парком «Великий камень» дело не ограничится. Идет обсуждение строительства еще одного комплекса. В качестве возможной площадки рассматривается участок рядом с поселком Зельва в Гомельской области — неподалеку от местного ветропарка. Уже проведена предварительная проработка данного проекта, а также необходимые экологические и общественные мероприятия. Следующим этапом может стать подписание инвестиционного договора и обсуждение фискальных льгот.
Белорусские производители грузового автотранспорта смотрят на перспективы производства сжиженного газа в РБ с оптимизмом. Сейчас ведется разработка новых экономичных двигателей, работающих на СПГ. Налажено производство в Беларуси газомоторных автобусов. МАЗ за десять лет выпустил 1 700 таких машин, причем 600 из них на именно на сжиженном газе.
Эксперты утверждают, что реализация общегосударственной политики по использованию газомоторного топлива в РБ даст серьезный экономический эффект. Она простимулирует экспорт и окажет позитивное влияние на процесс импортозамещения. Впрочем, это касается всех энергетических проектов Союзного государства и ЕАЭС.
«Формирование объединенных рынков нефти, газа и электроэнергии Беларуси и России является важнейшей частью экономической интеграции в рамках Союзного государства и может послужить моделью для создания общего рынка энергоресурсов ЕАЭС», — считает член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей РБ Денис Карась.
По его мнению, это является шагом на пути к достижению экономического суверенитета Союзного государства, способным защитить потребителей в РФ и РБ от любых внешних негативных факторов.
Расширение энергетического рынка и реализация новых проектов позволяют стимулировать потребление, создавать рабочие места и, в конечном итоге, повышать уровень жизни населения наших стран.