Экономика Экономика

Благодаря санкциям грузоперевозки между Беларусью и Россией продолжают бить рекорды

Интеграция в рамках Союзного государства раскрывает новые возможности перед экономиками Российской Федерации и Республики Беларусь. Несмотря на санкционное давление на Москву и Минск, РФ и РБ по темпам роста ВВП опережают ведущие государства Запада. Объединение экономического пространства позволяет успешно выстраивать промышленные и логистические цепочки, повышая эффективность деятельности в сфере производства, транспортировки и реализации товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

На днях статистические ведомства России и Беларуси объявили об экономической динамике стран во втором квартале 2024 года. Рост ВВП РФ по сравнению с аналогичным периодом 2023-го года составил 4,1%. Особенно впечатляюще выглядят успехи в сфере обрабатывающих производств — плюс 8,1% в годовом измерении. При этом производство изделий из металла показало прирост в 42,7%, оптических и электронных изделий — 33,1%, автотранспортных средств — 18,4%. Позитивная динамика также наблюдалась в сферах торговли, строительства, связи, финансов, энергетики и транспорта.

ВВП Беларуси во втором квартале 2024-го года по сравнению с тем же периодом 2023-го вырос на 5,5%.

«Взлет инвестиций, высокий потребительский спрос и сильная динамика российской экономики обеспечили быстрый рост», — говорится в мониторинге Центра «BEROC».

Для сравнения, ВВП Германии в том же втором квартале сократился на 0,1%, а Соединенных Штатов — вырос на 3% в годовом измерении. И это при том, что Москва и Минск находятся под жесточайшим санкционным давлением со стороны Запада, инициированным во многом Берлином и Вашингтоном.

Одним из факторов, позволяющих России и Беларуси выдерживать санкционные удары и успешно развиваться, является экономическая интеграция в рамках Союзного государства.

Товарооборот между РФ и РБ в первом полугодии 2024 года достиг 25,1 миллиарда долларов и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 6,4%.

Причем 97% того, что закупает РФ в РБ, это продукция перерабатывающей промышленности.

«У России и Беларуси налажен обмен товарами. Но также совершенно понятно, что сегодня необходимо обеспечить высокий уровень конкурентоспособности нашей продукции в мире. А для этого как раз важно учитывать тенденции прикладной науки, которые складываются в практике реальных передовых мировых производств. У России и Беларуси фактически нет границ. Идет огромная работа. Российские порты готовы принимать куда больший объем грузов, чем сейчас. Идет работа в портах Мурманской области на Северо-западе. Это все шаг за шагом уже дает совершенно иные результаты, чем были еще буквально год-полтора назад», — заявил недавно в интервью «Российской газете» госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

Сотрудничество в транспортной сфере дает России и Беларуси вполне осязаемые результаты.

«Растут объемы железнодорожных грузоперевозок из Беларуси через российскую территорию. В 2023 году этот показатель более чем удвоился, превысив 14 миллионов тонн. В наших совместных планах и далее наращивать транзит белорусских грузов по территории России», — заявил в мае текущего года на пресс-конференции по итогам российско-белорусских переговоров президент РФ Владимир Путин.

В первом квартале 2024 года белорусский железнодорожный транзит по территории России вырос еще на 10%. 74,2% грузов из Беларуси по итогам I квартала поставлено именно через морские порты Северо-Западного бассейна РФ. 

Большую часть транзита составили удобрения и нефтепродукты.

В мае 2024-го года Россия и Беларусь одобрили соглашение, которое должно стать основой для создания единой системы транзита государств — членов Евразийского экономического союза с третьими странами. Документ предполагает введение единой формы транзитной декларации в электронном виде, применение общего принципа по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов и взаимное признание решений, принятых таможенными органами государств.

Согласно планам Минска, к 2026 году объем белорусских грузоперевозок по территории Российской Федерации должен достичь 20 миллионов тонн. Сейчас разрабатываются бизнес-планы вхождения бизнеса РБ в портовую структуру Мурманска. Сотрудничество белорусских предприятий с портами Новороссийска и Азова пока что сводится к единичным поставкам, но в перспективе планируется, что представители РБ будут полноценно использовать и их.

Ранее Беларусь активно эксплуатировала портовые мощности Прибалтийских республик и Украины. Из-за санкционных войн эти связи были разорваны. Однако транспортное взаимодействие с Россией оказалось продуктивнее и перспективнее.

«Формат строительства одной экономики в рамках двух стран — России и Беларуси — стал уже привычным для наших людей. Время показало, что этот формат нашими руководителями выбран верно», — заявил в конце прошлого года вице-премьер-министр РФ Алексей Оверчук.

«Я рад, что в России наконец-то оценили возможности Беларуси, потому что практически ни одно крупное, среднее предприятие у нас не развалилось, не погибло. И сегодня идет мощная кооперация с российской стороной. То, что есть у нас, будет всегда работать на российском рынке», — подчеркнул недавно президент РБ Александр Лукашенко.

Сотрудничество между Россией и Беларусью также успешно развивается в таких высокотехнологичных сферах, как атомная энергетика, авиастроение, освоение космоса. Активно обсуждается строительство уже второй АЭС на территории РБ. Белорусские предприятия готовятся к совместному с российскими коллегами производству самолетов. А на 2029 год Москва и Минск запланировали совместный запуск спутника дистанционного зондирования Земли.

Россия и Беларусь вместе планомерно добиваются снижения технологической зависимости от недружественных стран.

«Ключевое значение имеет развитие импортозамещения. Уже профинансированы и реализуются 25 интеграционных проектов, еще 10 находятся в стадии согласования и разработки. Важно, что они реализуются в высокотехнологичных отраслях — в машиностроении, микроэлектронике, IT-сфере, которые формируют будущее экономики», — заявил в июне 2024 года министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь.

Совместные экономические достижения России и Беларуси — это не просто статистика. За каждым процентом роста стоит увеличение уровня доходов и повышение уровня жизни граждан. Причем, судя по существующим сегодня планам и программам СГ, потенциал для дальнейшего развития весьма значителен.

Читайте также
14 сентября
Попытки переформатирования сознания населения бывших союзных республик начались с того, что под сомнение были поставлены достижения СССР. Следующим шагом стало открытое очернение всего, что было достигнуто за годы советской власти, и восхваление либеральных ценностей, которые к тому моменту полностью доминировали на Западе. Однако безудержное следование этим «ценностям» в итоге обернулось фактически возрождением фашизма. Это сегодня открыто демонстрируется на Украине, где ряд подразделений ВСУ публично декларирует нацистскую идеологию и символику, которая не смущает партнеров Киева.
14 сентября
В Кыргызстане, в окрестностях города Балыкчи, с 3 по 15 сентября проходят командно-штабные учения ОДКБ «Взаимодействие», а также специальные учения «Поиск» и «Эшелон». В маневрах принимают участие военные Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Всего в них задействованы более 1 500 военнослужащих и более 200 единиц военной техники, в том числе около 10 единиц авиационной техники и столько же водных судов. В частности, вертолеты Ми-8, Ми-8 МТВ, Ми-17 В-5, самолеты Ан-26, Су-30 СМ, танки Т-72, БМП-2, а также разведывательные и ударные БПЛА. Замысел учений предполагает отработку совместных действий по разрешению вооруженного конфликта в Центральноазиатском регионе.
13 сентября
Во время своей предвыборной кампании 2020 года Майя Санду заявляла о готовности стать президентом для всех. Молдаванам обещали хорошие времена, конец бедности и сбалансированную внешнюю политику между Востоком и Западом. В этом уже был обман избирателей. Майя Санду — это не просто политик; это самый успешный проект Запада за всю современную историю Молдовы. Западные чиновники учли ошибки своей работы с прошлыми проевропейскими политиками, которые, по сути, только декларировали европейский курс государства, а на самом деле занимались обычным разделом сфер влияния в стране.
14 сентября
Начальник полиции Киева Дмитрий Шумейко порекомендовал украинским военным оставлять свои автомобили на охраняемых стоянках, закрытых парковках или в гаражах на фоне роста числа поджогов машин, принадлежащих военным.