Экономика Экономика

Строительство в Прибалтике: перспективы и ретроспективы

Во второе воскресенье августа советские строители отмечали свой профессиональный праздник. Был актуален он и для представителей данной отрасли в республиках Прибалтики. Основные показатели их работы существенно превышали среднесоюзные. В регионе опережающими темпами возводились жилые дома, а также фабрики, заводы и объекты энергетики. В отличие от промышленности, по большей части прекратившей в Прибалтике свое существование после распада СССР, строительная отрасль в Латвии, Литве и Эстонии осталась на плаву. Однако в последнее время она все чаще сталкивается с системными проблемами, и если политические элиты республик не сменят свой генеральный курс, ее ждет достаточно мрачное будущее.

Прибалтийские политики и общественные деятели любят ругать все, что связано с Советским Союзом. Но звучит это достаточно нелепо: например, именно при СССР была построена львиная доля жилищного фонда республик Балтии. В Латвии, в зависимости от конкретной методики подсчета, количество жилья, построенного в XXI веке, оценивается лишь от 2 до 8%. Абсолютное большинство латышей живут в «хрущевках», «брежневках» и позднесоветских многоэтажках. В Эстонии и Литве ситуация похожая.

Статистические показатели строительства жилья в Прибалтийских республиках в советское время были впечатляющими. Возьмем, к примеру, Эстонию. В этой республике в 1986 году ввели в эксплуатацию 815 тысяч квадратных метров жилой недвижимости. С учетом того, что площадь среднестатистической квартиры в конце 1980-х оценивается примерно в 60 «квадратов», ключи от нового жилья за год получили около 13 тысяч эстонских семей. Для сравнения, в 2022 году в Эстонии была сдана в эксплуатацию 6521 готовая квартира.

Интенсивность «подушевой» городской застройки в Эстонской ССР на 13% превышала среднюю по Советскому Союзу. Что же касается строительства в сельской местности, то в этой сфере Советская Эстония была лидером в масштабах всего СССР — средние темпы строительства на душу населения опережали усредненные показатели по стране на 27%. В 1960–1980-е годы Эстонская ССР была одним из лидеров по уровню обеспеченности населения жильем — примерно на 25% лучше медианного показателя по Союзу в целом. Кроме того, в сельской местности Эстонии средний введенный в эксплуатацию колхозный дом был на 42% просторнее среднего по СССР.

К 1990 году на одного жителя Эстонии приходились 21,6 квадратного метра жилья. Это был самый высокий показатель в Советском Союзе. На втором и третьем местах, кстати, находились Латвия и Литва (19,8 и 19 квадратных метров соответственно). Для сравнения, в РСФСР, которая активно дотировала экономики прибалтийских республик, этот показатель составлял 16 «квадратов». Уровень ввода нового жилья в Эстонии и Литве во времена «позднего» СССР составлял 114% от «среднесоюзного». В Эстонской ССР на 31,6% «оперативнее», чем в среднем по Советскому Союзу решался вопрос улучшения жилищных условий граждан.

Практически по всем показателям, связанным со строительством жилья, Эстония была абсолютным лидером в масштабах Союза. Латвия и Литва незначительно ей уступали, однако у них «жилищный вопрос» также решался на уровне, значительно превышающем среднесоветский.

После распада СССР темпы строительства жилья в Прибалтике резко сократились, но они начали расти в 2000-е годы. Вскоре после вступления республик в Евросоюз в сфере жилищного строительства в балтийских государствах начался динамичный рост. Согласно некоторым данным, в 2007 году сдача жилья в Латвии вышла на уровень начала 1980-х, хотя и не смогла догнать благополучные в строительном плане 1986–1987 годы. Однако во время мирового кризиса 2008 года лопнули многочисленные кредитные пузыри, и в строительной сфере Прибалтики произошел обвал. Например, в Эстонии объем сдачи жилья в 2010 году по отношению к 2007-му упал почти вдвое. Тем не менее со временем девелоперы пришли в себя.

Кризисные явления наметились снова во втором квартале 2022 года. А уже в третьем квартале падение объемов строительства на территории Эстонии составило 4% в годовом измерении. Разрешений на новое строительство в этот период было выдано на постройку 1521 жилого помещения, что на 40% меньше, чем годом ранее.

В 2023 году стало ясно, что спад не случаен — падение общих объемов строительства зданий за 12 месяцев достиг 11%.

«Разрешение на строительство было выдано на постройку 5612 жилых помещений, что примерно на одну пятую меньше, чем годом ранее. По-прежнему самым предпочитаемым типом жилья был многоквартирный дом», — писал эстонский портал ERR.

Согласно последним данным, спад продолжился и в первом квартале 2024-го года. Сокращение объемов строительства по рынку в целом в годовом измерении достигло уже 14%, а конкретно по зданиям — 20%. Происходит это на фоне массовой продажи ранее приобретенного жилья иностранцами (в том числе гражданами России). Никаких обнадеживающих признаков, которые бы свидетельствовали о скором восстановлении рынка, не наблюдается.

Такая ситуация выглядит вполне логично на фоне нагнетания властями Прибалтийских республик милитаристской истерии и общего экономического спада, сопровождающегося снижением ВВП, промышленного производства и внешней торговли. Люди не хотят, чтобы у них было жилье в регионе, власти которого активно строят полигоны и фортификационные сооружения, заводят к себе иностранные ударные воинские подразделения. Квартира с живописным видом на противотанковые ежи — то еще удовольствие.

Умирающая экономика тоже не приносит популярности прибалтийским квартирам и домам. Еще несколько лет назад власти республики умудрялись, несмотря на санкционное противоборство между Россией и Западом, извлекать пользу от своего транзитного положения и неплохо на нем зарабатывать. Однако в 2022 году они перешли к жесткой конфронтационной политике в отношении Москвы и Минска. И теперь никто даже не возьмется делать честные прогнозы относительно того, когда экономики Латвии, Литвы и Эстонии начнут реально расти.

Впрочем, проблемы жилищного строительства в Прибалтике — ничто по сравнению со сферой промышленного строительства. В советское время в регионе на потоке возводились фабрики и заводы. Теперь создание новых предприятий в странах Балтии — это нечто из ряда вон выходящее. Чтобы оценить масштабы падения промышленного строительства, необходимо проводить отдельное полноценное исследование. Однако даже невооруженным взглядом видно, что они огромны.

Условием успешного развития строительной отрасли в Прибалтике будет внешнеполитическая стабильность и деэскалация в отношениях с соседями. Для жителей Латвии, Литвы и Эстонии выгодно восстановление нормальных добрососедских связей с Россией и Беларусью. Но когда именно это произойдет, пока, увы, неясно.

Читайте также
8 августа 2024
Клайпедское предприятие Laivo sandelis, входящее в состав Garant group, несмотря на свои связи с Россией, выиграло тендер на государственную закупку Министерства внутренних дел Литвы.
8 августа 2024
Главный экономист Bigbank Рауль Эаметс заявил, что данные индекса потребительских цен за июль свидетельствуют о том, что Эстония продолжает двигаться в сторону более дорогих стран Европейского союза.
9 августа 2024
Уже более тридцати лет этнократические власти Прибалтики навешивают на своих русских и других сограждан ярлыки «инородцев» и «оккупантов», однако исторические факты свидетельствуют о противоположном: современные эстонцы, латыши и литовцы сформировались в своем национальном сознании именно под крылом русского царя в XIX веке, а их исторические корни произрастают из той же почвы, что и полочан, псковичей и новгородцев. Однако эта правда убирается из школьных учебников, заменяясь национальной мифологией.
9 августа 2024
После начала специальной военной операции на Украине и последовавших санкций против России компания Hansa Shipping, занимающаяся фрахтованием судов и рейсами в российские порты, существенно увеличила свои доходы и прибыль.