«Пенсии уже не потянуть». Политика правительства Эстонии станет еще более антисоциальной
Святослав Князев
Представители нового правительства Эстонии, принявшего присягу 23 июля 2024 года, успели сделать ряд заявлений, которые должны насторожить население республики. В частности, на днях министр образования Кристина Каллас дала интервью местным средствам массовой информации, в котором рассказала о новых финансовых сборах в стране — например, о подоходном налоге на военные нужды. Чиновница попыталась объяснить аудитории, что в нынешней экономической ситуации у государства нет «хороших вариантов» и поэтому налоги необходимо повышать, но не уточнила, что финансовые сложности Таллина — это результат непрофессионализма властей и антироссийского курса во внешней политике.
В июле в Эстонии произошла «перезагрузка» власти. Премьер-министр Кая Каллас, при которой начался очередной обвал всех экономических показателей в стране, подала в отставку, чтобы пойти на повышение — на должность верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. Вместо нее мандат на формирование правительства получил Кристен Михал, возглавлявший в прошлом Кабинете Министерство окружающей среды.
Учитывая то, что состав правительственной коалиции не изменился, принципиальной коррекции курса Кабмина можно было не ждать. Но надежды хотя бы на косметические улучшения были, так как Михал ранее оппонировал Кае Каллас по ряду вопросов. Однако иллюзии относительно перспектив повышения уровня жизни при «новой» власти развеялись очень быстро.
Еще накануне вступления в должность Кристен Михал дал интервью, в котором, по сути, призвал эстонцев потуже затянуть пояса.
«Судя по различным экономическим индексам, неопределенность, непредсказуемость уже являются очень большим фактором в экономике. Поэтому мы должны попросить хозяйственный сектор и людей в целом отнестись с пониманием. Эти решения принимаются на три года вперед. В первую очередь они обусловлены увеличением расходов на оборону, но ведь не мы сами выбирали их наращивание до такой степени. Точно так же и с сокращениями расходов. Провести такие масштабные сокращения в публичном секторе в течение трех лет будет крайне сложно. Это означает, что пропадут рабочие места, что некоторые услуги придется сократить. Надо честно сказать об этом и надеяться, что люди отнесутся с доверием к этому и мы сможем двигаться дальше. Прибыль предприятий будет облагаться налогом в размере двух процентов», — объяснил Михал свое видение бюджетной и фискальной политики.
Три дня спустя программу действий правительства публично озвучила министр образования Кристина Каллас, представляющая в Кабинете партию «Ээсти 200». Начала свое выступление она разъяснениями того, зачем нужно повышать фискальную нагрузку.
«Конечно, рост налогов реально никак не поможет росту экономики. Эту теорию все знают. На практике ситуация такова, что в хорошие для экономики времена были съедены резервы госбюджета. В нынешней ситуации, когда возникли срочные расходы, мы остались без дополнительных ресурсов. К сожалению, во время экономического кризиса нам приходится повышать налоги. Это абсолютно безвыходная ситуация. Конечно, экономике будет причинен ущерб. Мы это понимаем. Однако последствия того, что бюджет не будет приведен в порядок, могут оказаться еще серьезнее. Пришлось выбирать из двух зол меньшее. Хороших вариантов на данный момент просто нет», — заявила глава Министерства образования.
Однако она сразу же опустила несколько важных моментов. В частности, она не упомянула о том, что в состав Кабинета министров входит уже около полутора лет.
Поэтому, по логике вещей, Каллас не имеет никакого морального права «обнулять» ситуацию с приходом к власти нового правительства и должна сама нести часть персональной ответственности за «съеденные резервы» и остальные проблемы.
Кроме того, она не сказала ни слова о причинах экономического кризиса, а это, пожалуй, ключевой момент в понимании того, как именно можно исправить ситуацию. Вместо этого министр заговорила о том, что Эстония должна экономить сама, чтобы достойно выглядеть в глазах руководства Евросоюза.
«Правительство в ответе за то, чтобы не ждать, пока кто-то из Брюсселя потребует сократить пенсии или зарплаты учителей. Мы должны это сделать сами. Нужно решить, где и что сокращать и какие налоги повышать», — заявила Кристина Каллас.
На критический комментарий журналиста о том, что новые налоги съедят даже небольшую индексацию пенсий, чиновница ответила, что налог временный, действует пока «всего лишь» до конца 2028 года.
«Прогноз на ближайшие 10–15 лет показывает, что с нынешней налоговой базой пенсии уже не потянуть. Перспективы у наших пенсионеров очень печальные», — неожиданно призналась министр.
Единственная мера, которую она предложила для улучшения ситуации — привлечение частных вкладов в пенсионные фонды, — прозвучала неубедительно. Неясно, во-первых, кого это в принципе сможет заинтересовать, а во-вторых, насколько действия в данном направлении хотя бы в теории помогут исправить сложившееся положение.
«Грядут трудные времена для всех — и для предпринимателей, и для пенсионеров, и для тех, кто получает среднюю или более низкую зарплату. Однако эти трудные времена нужно пережить, чтобы выстоять в нынешней кризисной геополитической ситуации», — озвучила Каллас «корень всех бед» и сразу же сменила тему, переключившись на проблемы образования.
Призывы «старого нового» министра просто смириться с печальной действительностью заметили представители оппозиции.
«Больше всего от повышения налогов пострадают люди со средними и низкими доходами», — подверг критике планы фискальной реформы правый политик Урмас Рейнсалу.
Согласно его расчетам, семья с двумя детьми и средним доходом потеряет в результате проведенных и планируемых налоговых изменений, а также из-за отмены льгот сумму, равную одной месячной зарплате.
Но своих предложений относительно спасения ситуации Рейнсалу тоже не озвучил.
В том, что в бюджете Эстонии не хватает средств, а соотношение зарплат и цен является неудовлетворительным, нет ничего удивительного. Внутренний валовой продукт республики в 2023 году упал на 3%, а в первом квартале 2024-го сократился еще на 2,4%. Промышленное производство в прошлом году снизилось на 10,5%, и негативная тенденция в этой сфере сохраняется. В апреле текущего года данный показатель в годовом измерении упал еще на 4,7%. Уже полтора года сокращается объем внешней торговли. Экспорт и импорт товаров в первом квартале 2024 года опять сократились — примерно на 10%.
Возникновение кризиса связано с целым комплексом причин. Но две из них лежат буквально на поверхности. Первая — это вопросы к профессионализму властей в части, касающейся управления расходами. В том числе речь идет о военных затратах. Официальный Таллин массово закупает импортную артиллерию и бронетехнику, боеприпасы и ракетные комплексы. Как это все коррелируется с нехваткой денег в бюджете — большой вопрос. Вторая предпосылка к кризису — исчезновение в эстонской экономике «точек роста». Ранее Эстония, как и другие Прибалтийские государства, могла выгодно использовать свое геоэкономическое положение, торгуя с постсоветскими странами (в частности, с Россией) и зарабатывать на транзите между РФ и ЕС. Сейчас торговля и транзит обрушились — как из-за решений Брюсселя, так и из-за инициатив самого Таллина. В итоге за это нужно рассчитываться из своего кармана эстонским налогоплательщикам и пенсионерам. Причем самих себя представители госаппарата Эстонии обделять не собираются. О мерах радикальной экономии в содержании органов власти ничего не слышно. И пока существующее руководство остается на своих должностях, изменений, к сожалению, ожидать не приходится.