Беларусь развивает новые транспортные коридоры для экспорта своей продукции
Святослав Князев
В рамках Союзного государства реализуются новые проекты, направленные на объединение грузовой и пассажирской транспортной системы России и Беларуси. Москва и Минск не только декларируют сотрудничество в отрасли, но и предпринимают конкретные шаги — от запуска приграничных электричек до разработки проектов новых портов. В свете недружественной политики западных держав Россия превратилась для белорусских промышленников в «экономические ворота в большой мир». Несмотря на транспортный саботаж со стороны республик Прибалтики, предприятия Беларуси торгуют со многими иностранными партнерами через российские порты.
Интеграция транспортных систем РФ и РБ началась еще в 1990-е годы. Действия в этом направлении, в частности, были предусмотрены договором «О создании Союзного государства». Объединенная система должна была начать функционировать еще в 2001-м. К этому времени Москва и Минск планировали реформировать схему управления транспортным комплексом, гармонизировать регулирование работы субъектов хозяйственной деятельности и четко разграничить полномочия «союзных» и национальных органов власти в этой сфере. Но процесс оказался сложнее, чем виделось его инициаторам изначально, поэтому он затянулся на значительно более длительный срок.
В 2021 году был принят декрет «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства». Среди 28 программ, упомянутых в приложении к этому документу, были две, фактически направленные на создание единой транспортной системы, а именно на интеграцию инфосистем транспортного контроля и на унификацию регулирования логистического рынка. В рамках их реализации предлагался ряд практических шагов: синхронизация классификации автомобильных дорог и требований к ним, унификация требований в сфере безопасности на различных видах транспорта, сближение тарифов на перевозки и другие.
Участники заседания Комиссии парламентского собрания по энергетике и транспорту, прошедшего в 2023 году в Брянске, констатировали, что мероприятия, предусмотренные на 2022 год программами, были реализованы надлежащим образом.
В последнее время транспортное сотрудничество между Москвой и Минском получило новый импульс. Западные государства ввели против России и Беларуси санкции. Поэтому, в частности, Прибалтийские республики ограничили или закрыли свою территорию для транзита различных групп российских и белорусских грузов. Москва оказала поддержку Минску и предоставила предприятиям Беларуси мощности своих портов и железной дороги.
«Мы переживаем судьбоносные времена и принимаем исторические решения. С учетом запланированных вложений речь идет о стратегическом развороте, гарантии которого будут закреплены не только финансово, но и соответствующими межгосударственными договоренностями», — прокомментировали этот процесс в белорусском посольстве в Москве.
«Мы работаем через 20 портов Российской Федерации. Наиболее востребованные — порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга (порядка 75–80% грузов)», — заявил в 2023 году министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Ляхнович.
Он рассказал, что выстраивать новую логистику грузов официальному Минску пришлось практически вручную.
В итоге в последнее время перевозка белорусских товаров через транспортные узлы РФ выросла почти в два раза.
В 2023 году объем перевалки грузов из Беларуси через морскую инфраструктуру Российской Федерации достиг 14,1 миллиона тонн. Из них 12,9 миллиона тонн прошли через северо-западные порты. В ближайшую пару лет этот объем планируется довести до 20 миллионов тонн.
«Наши потоки были переориентированы на другие направления, для реализации этой задачи была создана нормативно-правовая база, которая обеспечила перевозку внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом, приоритетно через припортовую инфраструктуру РФ», — заявила на днях замначальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности управления Белорусской железной дороги Ирина Каплевская.
По ее словам, в ближайшее время будет специально модернизирована железнодорожная инфраструктура в направлении северо-западных портов России.
«Создание транспортной системы Союзного государства будет способствовать углублению интеграции России и Беларуси, что обеспечит их стабильное развитие, повысит эффективность торговли и экономическую устойчивость двух стран даже в условиях незаконных западных санкций», — отмечает член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей РБ Денис Карась.
Российские власти готовы предоставить Беларуси условия для создания собственной морской инфраструктуры на территории РФ. Обсуждение данного вопроса продолжается уже несколько лет. Летом прошлого года оппозиционные белорусские СМИ запустили слух о том, что Минск якобы отказался предпринимать конкретные шаги в данном направлении. Однако эта информация была опровергнута на высоком уровне.
«Беларусь не отказывается от своих намерений по строительству новых портов в России, в том числе в Мурманской области», — заявил в июне 2023 года посол республики в РФ Дмитрий Крутой.
При этом Минск не собирается сосредотачиваться на создании только одного порта. В конце 2023 года агентство «Интерфакс» со ссылкой на губернатора Мурманской области Андрея Чибиса сообщило о том, что Беларусь не только сохранила свои планы по развитию инфраструктуры, но и формирует запрос на порт с большим объемом перевалки.
«Беларусь видит нас как перспективный порт и отрабатывает тему, связанную с поставками в Китай. Текущий статус, который нужно доупаковать и финализировать, это запрос коллег на отдельный порт с достаточно большим объемом перевалки, цифры существенно выше названных ранее», — цитируют СМИ слова губернатора.
Отдельное направление развития транспортного сотрудничества между Россией и Беларусью — совместное освоение Севморпути. Для этого, в частности, планируется использовать мощности морского торгового порта Архангельска. В нем существуют оптимальные условия для организации экспорта белорусских пиломатериалов и металлической продукции.
Впрочем, власти России и Беларуси заботятся не только о бизнесе, но и о простых гражданах. Весной текущего года было заявлено о планах запуска пригородного железнодорожного сообщения в приграничных регионах. И вот 1 августа Центральная пригородная пассажирская компания наладила движение электричек между Смоленском и белорусскими станциями Заольша и Осиновка.
«Реализация приграничного сообщения с Республикой Беларусь — результат плотного сотрудничества ЦППК, правительства Смоленской области, РЖД и наших коллег из "Белорусской железной дороги". Эта большая совместная работа подарила нашим пассажирам еще одну возможность путешествовать между двумя братскими странами: на пригородном поезде ЦППК, просто купив билет в нашем мобильном приложении», — заявил генеральный директор компании Иван Конев.
Развитие единой транспортной системы способствует экономическому росту России и Беларуси, создает для них новые возможности и позитивно сказывается на комфорте жителей Союзного государства.
«Сегодня преимущества двустороннего интеграционного формата Союзного государства неоспоримы. Беларусь и Россия совместно реализуют масштабные мероприятия в торгово-экономической, научной, транспортно-логистической и гуманитарной сферах», — отметил, обращаясь к главе правительства РФ Михаилу Мишустину, премьер-министр Беларуси Роман Головченко.