«Украина ведет неоднозначную политику относительно Турции, ведь с одной стороны, Киев сотрудничает с ней, а с другой — атакует турецкий газопровод, который лежит на дне Черного моря», – так выразился Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме во время встречи с главами мировых информационных агентств.
Речь идет о попытках украинской стороны атаковать беспилотниками турецкий газопровод на берегу Черного моря и об использовании черноморских гуманитарных коридоров для атаки гражданских и военных судов РФ, охраняющих энергетическую инфраструктуру.
После введения санкций и инцидента на «Северном потоке» в 2022 году поставки газа в Европу осуществляются только через Украину и «Турецкий поток».
Причем среднесуточная прокачка газа по «Турецкому потоку» в феврале увеличилась на 29,4% по сравнению с февралем 2023 года и на 6,9% относительно января 2024 года и составила 42,3 миллиона кубометров.
Согласно договору о транзите газа от 2019 года Россия платит Украине за использование своей трубопроводной сети, а минимальный объем прокачки газа составил 65 миллиардов кубометров в 2020 году и 40 миллиардов кубометров в следующие четыре года. А по некоторым данным, прокачка через украинскую территорию ежесуточно должна составлять 109,5 миллионов кубометров, и даже если такой объем не набирается, оплата все равно обязана производиться.
Несмотря на такие выгодные для Украины условия, она все же стремится всячески их подорвать — будь то физический подрыв или документальный. Так, украинский министр энергетики Герман Галущенко заявил о том, что Украина не планирует продлевать контракт с «Газпромом», который заканчивается в конце 2024 года.
Но здесь важно понимать следующие моменты.
Во-первых, отсутствие договора не значит, что транзит прекратится. Это означает, что грядет пересмотр условий или создание новых форматов.
Во-вторых, это не самостоятельное решение Украины, которая зависима от поставок. В марте украинский премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что власти готовы продолжить транзит газа по своей территории, но только если будет такой запрос со стороны европейских государств.
В-третьих, это игра по вытеснению российского голубого топлива с европейских рынков. И ведется она не Европой, а США, поскольку российский газ для западных стран и дешевле, и удобнее по транспортировке. Более того, компенсация убытков Украине от отказа сделки ляжет на бюджеты европейских государств. Стоимость энергоносителей также повысится, так как предполагается, что замещать российский магистральный газ будет сжиженный газ из Соединенных Штатов, а такой тип топлива дороже.
В-четвертых, выведение из строя «Турецкого потока» делает путь по поставке газа через Украину безальтернативным, что позволит Киеву диктовать свои условия. Так, подготовленная, хотя и сильно заблаговременно, почва с заявлениями об отказе продления договора сможет сыграть свою роль.
В-пятых, если надежды на безальтернативность все же не оправдаются, готовятся и другие варианты. Здесь следует остановиться поподробнее.
Одной из главных альтернатив, призванных вытеснить российский газ, идущий не только через «Турецкий поток», но и через территорию Украины, является «Вертикальный коридор». Он предназначен для снабжения стран ЕС с юга, с СПГ-терминалов в Греции. Идея проекта заключается в обеспечении технических возможностей, чтобы непрерывно поставлять природный газ, поступивший в греческие СПГ-терминалы со всего мира и в частности из Азербайджана через трубопроводный коридор TANAP-TAP.
9 января 2024 года в Афинах прошло заседание группы CESES на уровне министров, где к проекту присоединились Словакия, Молдова и Украина. В рамках проекта украинской стороне отводится роль не только покупателя, но и возможной транзитной страны для поставок газа из Румынии в Центральную Европу. Более того, Украина сможет предоставлять услуги по хранению газа.
На данный момент идет процесс наращивания мощностей трубопроводов, чтобы конкуренция с российским топливом стала более ощутима. В планах ЕС окончательно отказаться от российского газа к 2027 году, и подготовка к этому ведется основательная.
И, в-шестых, не стоит забывать, что идея становления Турции «газовым хабом» не нравится никому, кроме самой Турции, и рост ее амбиций все труднее сдерживать.
Таким образом, множество факторов и стратегических идей влияет на то, что происходит сейчас в энергетической сфере. «Турецкому потоку» предстоит выдерживать напор конкурентов, которые уже скоро могут начать дышать в спину. Полного отказа от поставок по трубопроводу бояться пока не стоит, но развиваться и доказывать свои преимущества придется.
Стратегия коллективного Запада во главе с США заключается в постепенном отказе от российского газа благодаря росту объемов поставок через альтернативные пути и через сдерживание растущих амбиций игроков на мировой арене (таких как Турция). Одним из инструментов в этой игре выступает Украина, которая финансово зависима от европейской помощи и готовая поступиться даже выгодными для себя условиями в надежде добиться благосклонности своих партнеров.