Что принесет отечественному авиапрому объединение усилий Беларуси и России?
Святослав Князев
Самолеты Ту-214 будут производиться Россией и Беларусью совместно. Это очередная составляющая стремительно расширяющегося сотрудничества Москвы и Минска в сфере авиастроения. Перед обеими странами возникают новые перспективы, особенно с учетом санкционного давления со стороны Запада.
Российское конструкторское бюро «Туполев», входящее в госкорпорацию «Ростех», планирует расширять сотрудничество с партнерами из Беларуси по программе производства самолета Ту-214. В частности, в кооперации будет задействован Минский завод гражданской авиации. В столице Беларуси намереваются производить ряд деталей и красить в фирменном стиле Объединенной авиастроительной корпорации машины, спроектированные КБ «Туполева». После того как самолеты будут окрашены, в Минске их дооснастят отечественными комплектующими.
«Минский завод гражданской авиации № 407 — наш давний надежный партнер. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем по направлениям ремонта и модернизации самолетов Ту-134. Сейчас выходим на новый этап наших взаимоотношений — по самолетам Ту-214», — заявил средствам массовой информации управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев.
Ту-204/214 — отечественный среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. По оценкам экспертов, машины этого типа в эффективности и надежности не уступают близким моделям Boeing и Airbus, будучи способными составить им конкуренцию. Это особенно важно в свете санкций, наложенных на Россию и Беларусь в последние годы коллективным Западом.
«Мы приступаем к глубокой кооперации в сфере авиастроения на основе взаимной выгоды и равноправного использования технологий и общих производственных мощностей. Эти решения имеют системное значение для углубления интеграции в Союзном государстве. Считаю, что именно этого от нас ждут граждане России и Беларуси», — отметил глава правительства России Михаил Мишустин.
«Мы наращиваем объемы производства российских самолетов, неоднократно бывали на белорусских заводах авиационного профиля. Эти предприятия сохранили авиационную производственную культуру. Поэтому сейчас от сотрудничества, которое у нас было по авиаремонту и военным программам, важно перейти к масштабированию наших задач по гражданской продукции. Потенциально мы можем разместить на белорусских авиационных предприятиях заказ на миллиарды», — цитирует «Российская газета» гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря.
Работы над Ту-214 станут лишь частью масштабной программы сотрудничества между Россией и Беларусью в сфере авиастроения.
В 2026 году в РБ и РФ рассчитывают совместно выпустить опытный образец 19-местного двухмотороного самолета «Освей». Российская сторона готова заказать 178 таких машин (половину — в максимально сжатые сроки). Их планируется использовать на внутренних рейсах (например, в крупных восточных регионах РФ), для работы на которых нет смысла приобретать большие лайнеры. Ранее самолеты такого класса закупались за рубежом, но сейчас это стало невозможно из-за санкционного давления со стороны Запада. Импортозамещение в подобных проектах — залог сохранения национального суверенитета и защиты экономической безопасности страны.
Помимо авиастроения РФ и РБ сотрудничают в сфере развития беспилотных технологий. В рамках совместного проекта 558 Авиационного ремонтного завода и Уральского завода гражданской авиации разрабатывается многоцелевой беспилотный комплекс средней дальности. Его можно использовать для разведки, военного целеуказания и радиоэлектронной борьбы.
В целом объем работы в авиапроме РФ, согласно информации Минпромторга России, в 2023 году составил около 108 миллиардов рублей или свыше ста самолетов. В текущем году финансирование авиационной промышленности запланировано в размере 283,3 миллиарда. Материальная база для совместных проектов в рамках Союзного государства серьезная.
В производстве гражданских самолетов объем импортозамещенных деталей уже достиг 72%, а в военном — 94%.
Однако и это не предел.
«Воспринимаем белорусских партнеров как часть единого авиастроительного комплекса, доставшегося нам в наследство от СССР и способного функционировать как единое целое. Компании наших стран сразу поняли, что совместная работа взаимовыгодна. Белорусские предприятия получат долгосрочные заказы, смогут приобрести дополнительные компетенции. Нашим авиастроителям промышленная кооперация позволит снять лишнюю нагрузку с российских поставщиков комплектующих и достичь требуемых объемов производства. Я не берусь судить о вероятности поставок на конкретную сумму в этом году, но могу сказать, что по мере развития индустриального партнерства с нашими белорусскими друзьями мы достигнем новых производственных высот», — заявил недавно в интервью «Союзному вече» заместитель председателя Комиссии Парламентского собрания РФ и РБ по экономической политике Денис Кравченко.
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает авиастроение важнейшим направлением в плане технического прогресса и внедрения в производство последних научных разработок. А сотрудничество с Россией открывает новые перспективы для белорусского авиастроения.
Москва и Минск уже проводят согласованную промышленную политику, что позволяет успешно решать задачи импортозамещения и обеспечивать технологический суверенитет Союзного государства. И у представителей авиастроительной отрасли в этом смысле самые обширные возможности.