Киев подставил Анкару. Стоит ли теперь ждать решения вопроса с судоходством в Чёрном море?
Мария Майорова
Безопасное судоходство в Черном море — вопрос не только экономический, но и политический. Так, Турция, которой не удалось закрепить свой статус мирового посредника с помощью «зерновой сделки», пробует силы на другом посредническом поприще. И (спойлер!) неудачно.
В феврале этого года генсек ООН Антониу Гутерриш направил президентам России, Украины и Турции послания на тему обеспечения безопасного судоходства в Черном море. В ООН обеспокоены вопросами продолжения торговли и поставок продовольствия и, что самое важное, их безопасности, то есть тем, чтобы они приходили в целости и сохранности.
А уже в середине апреля стало известно, что Украина сорвала сделку с Россией и Турцией о судоходстве в Черном море, переговоры о которой, по данным Reuters, шли два месяца. В соответствии с соглашением, о котором президент Турции намеревался объявить 30 марта, Москва и Киев предлагали гарантии безопасности торговым судам в Черном море, означающие, что по ним не будут наносить удары, их не станут захватывать и обыскивать, если они не везут военные грузы, а идут пустыми либо задекларированы как перевозящие гражданские грузы. По данным агентства, соглашение должно было вступить в силу «с момента объявления».
О причинах резкого отказа Украины от сделки не сообщалось, однако можно предположить, что это связано с заявлениями европейских союзников о выделении дополнительного финансирования, ввиду чего черноморская сделка оказалась неинтересна украинской стороне.
К слову, российский МИД не стал опровергать или подтверждать информацию о самой сделке и ее судьбе, ограничившись комментарием, что диалог с Турцией так или иначе регулярно продолжается.
Если с Украиной все более-менее понятно, то с интересами Турции в рамках этой сделки стоит разобраться.
Черное море в принципе является одной из основных зон интереса для Анкары, и не только из-за политических амбиций, но и по причине экономических выгод. Транспортные проблемы лишают Анкару не только дешевой энергии, но и прибыльной торговли сельскохозяйственной продукцией.
Также стоит отметить, что установление контроля над черноморским регионом входит и в планы Запада. В качестве одного из инструментов для достижения этой цели рассматривается Турция, которая воспринимается как трудный и не совсем предсказуемый, но все же союзник.
Для нее «зерновая сделка» 2022 года имела большое значение, поскольку позволила сделать заявление о себе как о самостоятельном игроке мирового уровня. Однако, несмотря на заключение самого соглашения, Реджеп Эрдоган не смог повлиять на страны Запада в вопросе снятия санкций, чтобы соблюсти условия России — тут дипломатических навыков не хватило. Хотя не исключено, что Турция не предпринимала полноценных попыток договориться с западными коллегами в надежде на то, что Россия продолжит продлевать сделку ради сохранения «дружественных» отношений между странами.
Сделка по Черному морю и решающая роль Анкары в ней пока остаются несбыточными мечтами Турции. Особенно пока она позволяет себе строительство заводов по производству «Байрактаров» под Киевом и другие действия и заявления в поддержку украинской стороны. Турции не стоит удивляться, что потом ее строения могут стать законной целью для ударов российских ракет.
Более того, очередная сделка сорвана даже не по инициативе России, а по решению Украины, которая, как можно заметить, тоже уже устает от турецкого маневрирования между двумя странами. Однако более верная причина такого украинского поведения — в демонстрации своего «я» и нежелания идти хоть на какой-то вариант урегулирования в надежде на получение очередного финансирования и выставления России в невыгодном свете.
В любом случае, политика «и вашим, и нашим» (а в случае с Турцией это звучит скорее как «и вашим, и нашим, и тем, и другим, да еще и этим третьим») не принесет результатов ни на дипломатическом, ни на экономическом поле. В связи с чем серьезных подвижек и прорывных результатов по урегулированию судоходства в Черном море пока ждать не стоит.