Какие выгоды дает союзная интеграция белорусской экономике и населению?
Андрей Русакович
Одной из основ формирующегося полицентричного мира являются интеграционные объединения. Сложнейшие вопросы укрепления идентичности, развития экономики, политики, обороны, повышения результативности внешней политики государства наиболее эффективно решаются именно в рамках союзов. Поэтому Россия и Беларусь в последнее время уделяют значительное внимание укреплению интеграционных объединений постсоветского пространства: Союзного государства, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества независимых государств. В сущности, именно интеграционная составляющая имеет все шансы стать доминирующей формой взаимодействия стран постсоветского пространства.
Союзное государство занимает в системе интеграционных объединений региона особое место. По распространенному мнению, оно представляет собой «лабораторию интеграции» для других проектов постсоветского пространства. Значение Союзного государства в общей системе интеграционных объединений на постсоветском пространстве определяется прежде всего более продвинутым уровнем интеграции, которая охватывает экономическую, политическую, оборонную, гуманитарную сферы. Это уникальный интеграционный проект, который отражает отношения стратегического союзничества Беларуси и России.
В текущем году мы отмечаем 25-летний юбилей Союзного государства, а с учетом создания сообщества Союза Беларуси и России в 1996–1997 годах этот проект приближается к тридцатилетнему рубежу. Безусловно, на протяжении этого времени Беларусь и Россия прошли этапы поиска форм объединения, активизации интеграционных действий, политических дискуссий о путях ее дальнейшего развития, приоритетности в национальной политике, экономических споров.
Неизменной остается приверженность элит Беларуси и России самой идее интеграции как формы союза двух государств, которая отражает исторические, политические, экономические, культурные интересы двух народов.
Беларусь и Россия в настоящее время строят свои отношения в формате Союзного государства с учетом необходимости обеспечения стабильного социально-экономического и политического развития, согласования общих подходов относительно трансформации системы международных отношений, укрепления глобальной безопасности, формирования региональных экономических, финансовых, логистических кластеров, реализации потенциала интеграционных структур и их сопряжения с другими региональными организациями, комплексного реагирования на принятые Западом односторонние ограничительные меры, развития отношений со странами Глобального Юга. Указанные факторы сформировали и основные направления взаимодействия Беларуси и России в рамках Союзного государства: вопросы дальнейшего расширения и углубления интеграции в контексте реализации положений Договора 1999 года, укрепления экономического взаимодействия, оборонной политики, гуманитарного сотрудничества, повышения эффективности взаимодействия на внешнем контуре, минимизации односторонних ограничительных мер Запада, расширения регионального сотрудничества. Решение этих задач происходит при высокой динамике встреч на высшем и высоком уровнях, интенсивных контактах между правительствами, парламентами, ведомствами, региональными властями.
Крупным событием, которое дало старт активизации интеграции, стали решения Высшего государственного совета Союзного государства 4 ноября 2021 года, в ходе которого были приняты Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и Союзные программы, являющиеся их неотъемлемой частью, Военная доктрина, Концепция миграционной политики Союзного государства. В январе 2024 года на заседании ВГС руководства Беларуси и России приняли целый ряд важнейших документов: Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы; Программу согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы; Стратегию научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года; решения о реализации единой промышленной политики, модернизации и развитии железнодорожной инфраструктуры, создании медиакомпании. Также были приняты постановления «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» и «О проведении в 2024 году мероприятий, посвященных 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства».
В настоящее время Беларусь и Россия в рамках Союзного государства достигли значительного продвижения по всем направлениям его развития. В экономической сфере вследствие окончательного снятия оставшихся барьеров, реализации программ импортозамещения достигнут значительный рост товарооборота, который за 2023 год составил рекордную сумму: около 53 миллиардов долларов США.
Россия является крупнейшим иностранным инвестором белорусской экономики: за 2023 год российские инвестиции составили около 4 миллиардов долларов, в республике действует около 2,4 тысячи российских компаний.
Наиболее крупный инвестиционный проект — строительство Белорусской АЭС. Оба государства эффективно развивают сотрудничество в энергетической сфере, основой которого являются индикативные балансы топливно-энергетических ресурсов. Для Беларуси в период 2024–2025 гг. действует максимально низкая в регионе цена на газ — 128,5 доллара США за тысячу кубов. Следует также отметить, что Беларусь и Россия активно переходят в торговле на российские рубли, организованы новые логистические маршруты экспорта белорусской продукции через порты и железнодорожную сеть России. Одним из приоритетов в последние годы является адаптация экономики к ограничительным мерам Запада: реализация программ импортозамещения и снижения зависимости от западных технологий, выполнение крупных инвестиционных проектов, укрепление сотрудничества с «дружественными» странами.
Беларусь и Россия сформировали общие подходы относительно формирования многополярной, демократичной и справедливой системы мироустройства, обеспечения равной и неделимой безопасности. Они выступают с единых позиций в ООН и других международных организациях, активно взаимодействуют в интеграционных объединениях постсоветского пространства, совместно организуют работу по информационной безопасности, противодействию попыткам фальсификации истории, выступают с единых позиций относительно продолжающегося наращивания военной инфраструктуры НАТО на границах Союзного государства. В перспективе обретение СГ международной правосубъектности усилит его роль в международных делах.
Взаимодействие двух стран в области обороны приобрело новое качество. Специальная военная операция Российской Федерации в Украине актуализировала вопросы укрепления безопасности для России и Беларуси. Стороны приступили к разработке межгосударственного договора о гарантиях безопасности и концепции безопасности Союзного государства.
Особое внимание в рамках СГ в последние годы уделяется развитию военно-промышленного комплекса и обороны. При содействии российской стороны осуществляется модернизация Вооруженных сил Республики Беларусь. Предприятия и организации военно-промышленного комплекса Беларуси имеют устойчивые тесные связи с партнерами в России и принимают участие в российском государственном оборонном заказе.
В октябре 2022 года политическое руководство РБ и РФ приняло решение о развертывании региональной группировки войск на территории Беларуси в связи с обострением ситуации на западных границах Союзного государства. В марте 2023 года по решению руководства России и с учетом обращения Президента Беларуси в республике размещено российское тактическое ядерное оружие. Данный шаг является ответной мерой на усиление военной инфраструктуры НАТО на западных рубежах Союзного государства и предназначен укрепить стратегическую стабильность.
Беларусь и Россия активно развивают сотрудничество в космической сфере: реализуются соответствующие программы СГ, белорусская сторона получила возможность участвовать в развитии города Циолковский, космодрома «Восточный». В период с 23 марта по 6 апреля 2024 года первая белорусская женщина-космонавт Марина Василевская в составе экипажа российского корабля «Союз МС-24» совершила полет на российский сегмент Международной космической станции. Это ознаменовало начало нового этапа в космическом сотрудничестве России и Беларуси.
Обеспечение равных прав граждан двух стран — один из приоритетов деятельности Союзного государства. Договор о равных правах граждан 1998 года установил равные права и свободы для граждан России и Беларуси: на участие в хозяйственной деятельности, на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий, на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях РБ и РФ; обеспечены доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Актуальной задачей на перспективу является дальнейшее формирование института союзного гражданства.
Таким образом, Россия и Беларусь ведут совместную работу, направленную на укрепление экономического, политического и военного потенциала Союзного государства, обеспечение его поступательного развития, независимости и суверенитета.
Русакович Андрей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Ассоциации «Центр анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов»