Беларусь обошла ограничения Запада благодаря промышленной кооперации на Востоке
Святослав Князев
Массовое введение противоречащих международному праву западных санкций стало суровым испытанием для экономик России и Беларуси и в то же время выходом из зоны комфорта, открывшим новые перспективы. Западные страны долгие годы делали ставку на развитие высокотехнологичных производств и IT-сектора, позволяющих им получать максимальную добавленную стоимость. Приобретение их продукции было «путем наименьшего сопротивления» для Москвы и Минска. Однако санкции стали фактором, заставившим пересмотреть внешнеэкономическую политику и побудившим к развитию собственных производств. Особенно велик оказался в данном контексте потенциал объединения промышленной политики в рамках Союзного государства, а также других евразийских интеграционных проектов.
Актуальность активизации сотрудничества в сфере развития высокотехнологичных производств в Москве и Минске осознали достаточно давно. В частности, очень живо эти вопросы обсуждались еще в 2015 году. Поводов для этого было несколько. Россия столкнулась с мощным санкционным давлением со стороны Запада из-за воссоединения Крыма с РФ и поддержки Москвой республик Донбасса. Беларусь к этому времени уже долго находилась под санкционным прессингом из-за противодействия официального Минска попыткам сменить власть в республике с помощью цветных революций. Кроме того, как раз в это время подводились итоги мирового экономического кризиса 2008–2013 годов.
В феврале 2015-го года представители министерств промышленности РФ и РБ провели встречу, на которой договорились сотрудничать в области станкостроения. А в сентябре того же года состоялся Второй форум регионов России и Беларуси, на котором предметно обсуждались вопросы формирования единой промышленной политики. Речь, в частности, тогда шла о том, что пора переходить от взаимных поставок к совместному производству инновационных конкурентоспособных товаров. Александр Лукашенко говорил о необходимости структурной перестройки промышленности и замены импортной продукции отечественными аналогами.
Процесс импортозамещения резко активизировался на фоне специальной военной операции ВС РФ по защите Донбасса, когда Запад ввел против России и Беларуси беспрецедентные санкции. Произошедшее еще раз убедительно доказало актуальность евразийских интеграционных проектов, таких как Союзное государство и ЕАЭС.
Практическая реализация отдельных проектов успешно стартовала в 2022 году. На территории России появилось девять новых совместных сборочных производств, в частности создание тракторов МТЗ в Краснодарском крае и трамваев «МиНиН» в Нижегородской области. Было принято общее решение о замене американских двигателей на российские на самосвалах БелАЗ.
15 февраля 2023 года в Москве было подписано российско-белорусское Межправительственное соглашение о единой промышленной политике. Документ формирует базовые условия для создания единого промышленного пространства Союзного государства и обеспечивает интеграцию материального и интеллектуального потенциалов предприятий промышленной сферы Беларуси и России.
«В условиях мощнейшей конкуренции на мировых рынках, агрессивной санкционной политики укрепление промышленной кооперации Беларуси и России носит стратегический характер. Преимущества углубленной экономической интеграции очевидны: увеличение товарооборота за счет производственной кооперации, обеспечение равного доступа на рынки двух стран и совместное продвижение на рынки третьих стран, а также развитие инновационного направления и сотрудничества в рамках научно-технических разработок. Самое главное, что все перспективные программы и проекты направлены на улучшение жизни граждан Беларуси и России. Межправительственное Соглашение о единой промышленной политике придаст дополнительный импульс интеграции. Документ создает основу для более активного сотрудничества на отраслевом уровне, реализации совместных белорусско-российских проектов. Таким образом, предприятия двух стран получат уникальный шанс производить высококонкурентную продукцию и занимать достойную нишу на мировом рынке», — прокомментировал подписание соглашения министр промышленности Беларуси Александр Рогожник.
В начале апреля 2023 года президент России Владимир Путин заявил на заседании Высшего государственного совета Союзного государства о том, что формирование единой промышленной политики РФ и РБ идет полным ходом, и отметил значительные достижения в интеграции ключевых отраслей экономики.
Результаты активизации экономического сотрудничества не заставили себя долго ждать. Президент РБ Александр Лукашенко констатировал по итогам 2023 года, что взаимный оборот товарами и услугами между Россией и Беларусью достиг рекордных 54 миллиардов долларов.
«Если говорить о динамике отношений двух государств, то мы видим конкретные успехи интеграции, высокую динамику создания единых условий хозяйствования в России и Беларуси, рост промышленной кооперации и реализации крупных совместных проектов, достижения в импортозамещении и выстраивании новых логистических цепочек», — подвела итоги сотрудничества между Россией и Беларусью в 2023 году руководитель представительства постоянного комитета Союзного государства в Минске Марианна Щеткина.
Одним из драйверов экономического сотрудничества между Минском и Москвой является атомная энергетика. БелАЭС — самый крупный, масштабный и высокотехнологичный союзный проект. В его реализации приняли участие около сорока российских и белорусских организаций. А недавно Александр Лукашенко заговорил о желании построить в Беларуси вторую атомную станцию. Однако в последнее время сфера высокотехнологической российско-белорусской кооперации гораздо шире.
В частности, речь идет о станкостроении. В 2022 году объем производства станков в РБ вырос на 35%, а в 2023-м — на 25%. Одной из ключевых задач, стоящих перед белорусской промышленностью, является реализация программы «Союзный станок». Она предполагает создание оборудования, состоящего на 100% из элементной базы, выпускаемой на территории Беларуси и России.
РБ и РФ совместно воплощают в жизнь четыре проекта в области станкостроения. Они предусматривают создание многоцелевых обрабатывающих центров, токарных станков с числовым программным управлением, шлифовальной группы и зубообрабатывающего оборудования для нужд промышленных предприятий.
Россия — основной рынок сбыта продукции для предприятия «Красный борец», выпускающего металлорежущие станки. Ее активно использует Объединенная двигателестроительная корпорация России. Особенно востребованны белорусские станки для шлифования турбинных лопаток.
Другое направление кооперации РФ и РБ — микроэлектроника. Еще в 2022 году Беларусь и Россия подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области развития микроэлектронных технологий. В 2023-м были заключены уже конкретные документы по созданию российско-белорусского центра по разработке и изготовлению фотошаблонов. Подобную продукцию сегодня выпускает очень ограниченный список стран мира.
В 2026 году планируется выпустить первые российско-белорусские самолеты. Речь идет о легком многоцелевом 19-местном самолете «Освей», получившем название в честь озера в Витебском районе. К 2030 году их планируется произвести не менее 80–100 единиц. Новые машины должны будут заменить чешские L-410, закупать которые стало невозможно из-за западных санкций. При этом машины такого класса занимают важную нишу в транспортной инфраструктуре — фактически они незаменимы. В России они обеспечивают пассажирские перевозки в крупных регионах с низкой плотностью населения, в частности в Республике Саха. Там значительные расстояния между населенными пунктами и относительно небольшой пассажиропоток. Использовать большие самолеты в таких условиях нерентабельно, а альтернативы авиации не существует.
На базе 558-го авиаремонтного завода в Барановичах планируется построить около 20 тысяч квадратных метров производственных площадей для строительства новых самолетов. Курировать проект в РФ будет Уральский завод гражданской авиации, собиравший L-410 до того, как компоненты для него перестали поступать в страну.
Если реализация проекта будет развиваться удачно, у Беларуси есть все шансы наладить совместно с Россией производство и других типов самолетов. К примеру, сейчас есть спрос на малую авиацию.
Рассматриваются сейчас и вовсе неочевидные направления сотрудничества — в частности судостроение. Понятно, что у Беларуси нет выхода к морю. Но есть прекрасная промышленная база, на которой можно производить компоненты для строительства кораблей.
Развивается взаимодействие РФ и РБ в космической сфере. Недавно Александр Лукашенко анонсировал запуск нового белорусско-российского спутника с высоким разрешением.
Индустриальное сотрудничество носит системный характер. В феврале министерства промышленности Беларуси и России подписали план мероприятий на 2024–2026 годы в рамках реализации соглашения о единой промышленной политике.
«Согласно плану, стороны договорились проводить согласованную политику в части реализации инвестиционных и кооперационных проектов с приоритетным привлечением к их реализации предприятий Союзного государства с учетом имеющихся компетенций», — прокомментировали подписание документа в Министерстве промышленности РФ.
Реализация единой промышленной политики имеет стратегическое значение для экономического развития как России, так и Беларуси, обеспечивая процесс эффективного импортозамещения. Каждый реализованный в данной сфере проект — это шаг в направлении подлинного хозяйственного суверенитета и независимости от неоколониальной системы связей, выстроенной в мировой экономике коллективным Западом.