Взаимодействие с Россией позволило Беларуси избежать прибалтийского вымирания
Всеволод Шимов
Первого мая в России и Беларуси традиционно отмечается День весны и труда. Праздник в свое время стал символом борьбы трудящихся за свои права. Вопросы в сфере трудовой политики, занятости и миграции остаются в центре внимания Союзного государства.
Единый рынок труда и высокий уровень взаимной трудовой миграции — важные показатели глубокой интеграции российской и белорусской экономик. На сегодняшний день условия трудоустройства белорусов в России и россиян в Беларуси максимально упрощены.
Говоря о проблемах рынка труда и трудовой миграции в странах постсоветского пространства, нельзя не упомянуть феномен гастарбайтеров, который стал серьезной социально-экономической проблемой.
Во времена СССР все союзные республики входили в состав единого государства с общим гражданством. Советская власть стремилась к выравниванию социально-экономических показателей республик и обеспечению равных условий труда на всем пространстве государства. Соответственно, такого явления, как гастарбайтеры, в СССР попросту не могло быть. Трудовые миграции объяснялись либо нехваткой специалистов в тех или иных местах, куда их направляли целенаправленно и систематизированно, либо карьерными изменениями, которые могли требовать переезда из одного региона страны в другой.
Безусловно, полностью избавиться от диспропорций и дисбалансов на трудовом рынке в СССР так и не удалось. Вследствие этого одни регионы считались более привлекательными с точки зрения условий и оплаты труда, чем другие, и туда стекалось население.
Однако после распада СССР и перехода к рыночной экономике ситуация изменилась радикально. Единый трудовой рынок распался, а социальное и имущественное расслоение многократно возросло. Кроме того, рухнули целые отрасли, ранее обеспечивавшие рабочими местами сотни тысяч людей. Процессы обезлюдения регионов и стекания населения в крупные города и столицы многократно ускорились.
Увеличились дисбалансы и между бывшими союзными республиками. После распада СССР большая часть его экономического и ресурсного потенциала осталась в России. При этом разрыв связей с РФ наиболее болезненно сказался на других республиках, ставших независимыми государствами. Следствием этого стали всплеск безработицы и резкое падение уровня жизни.
С этого момента и возникает феномен массовых трудовых миграций на постсоветском пространстве, когда граждане бывших союзных республик массово потянулись на заработки в Россию как страну, обладающую наиболее емким рынком труда и более высоким уровнем жизни.
И если из западных республик бывшего СССР (Молдова, Украина) трудовая миграция направлялась не только в РФ, но и в страны ЕС, то из стран Центральной Азии, переживающих демографический бум, практически весь поток мигрантов направляется в Россию.
Беларусь после распада СССР также столкнулась с острым кризисом трудовых отношений. У республики были все шансы стать страной гастарбайтеров подобно Молдове или Украине. Отсутствие собственных природных ресурсов, маленький внутренний рынок, экспортноориентированная и энергоемкая индустриальная экономика, явно избыточная для такого небольшого государства. Очевидно, если бы события в Беларуси в начале 1990-х развивались по «прибалтийской» модели, массовый исход отсюда трудовых мигрантов был бы неизбежен.
Однако Минск сделал иной выбор — сохранение индустриальной экспортноориентированной экономики в опоре на кооперацию с Россией.
За счет этого удалось сохранить не только промышленный и технологический потенциал, но и рабочие места. Таким образом, Союзное государство помогает Беларуси сберегать трудовые ресурсы, а не ведет к их бегству и вымыванию из страны.
Опять же, в этом плане ситуация в Беларуси представляет разительный контраст с Прибалтикой, потерявшей за постсоветский период 20–30% своего населения. Там этому способствовал целый ряд факторов — культурно-гуманитарная государственная политика, способствовавшая массовому отъезду русскоязычного населения, деиндустриализация и европейская интеграция, благодаря которой «избыточные» ресурсы вымывались в более развитые страны ЕС.
В Беларуси удалось избежать столь значительных демографических потерь, обусловленных сочетанием этих факторов.
Благодаря Союзному государству белорусская промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг функционируют как часть общего рынка и обеспечивают высокий уровень занятости населения.
Кроме того, Беларусь получила возможность привлекать ценных специалистов из России, которые трудятся на крупных проектах, реализуемых в республике. Так, в строительстве и обслуживании Белорусской АЭС принимает участие большое количество граждан России. Очевидно, без этой кооперации сама реализация данного проекта в Беларуси была бы невозможна в силу отсутствия необходимых специалистов и опыта.
Опять же, БелАЭС — наглядный пример того, как белорусско-российская кооперация создает рабочие места для граждан обеих стран на контрасте с судьбой Игналинской АЭС в Литве, которая была закрыта по требованию Европейского союза, что оставило без работы тысячи высококвалифицированных специалистов.
Важно подчеркнуть, что в рамках Союзного государства обеспечивается свобода передвижения трудовых ресурсов. Граждане Беларуси могут свободно работать в России, а россияне — в Беларуси. Но это не приводит к разрушению трудовых рынков обеих стран и перекачиванию рабочей силы из одной страны в другую.
Для сравнения, та же Польша в отношении Беларуси проводит настоящую хищническую политику. Столкнувшись с оттоком трудовых ресурсов в Германию и другие развитые страны ЕС, Варшава пытается компенсировать его за счет выкачивания трудовых ресурсов из Беларуси и Украины. Речь идет не только о классических гастарбайтерах, но и о вполне высококвалифицированных специалистах — врачах, программистах и так далее.
Польша занимается их систематическим переманиванием из Беларуси. На сегодняшний день там постоянно проживает 200 тысяч белорусов при общем объеме занятых в экономике РБ 4,2 миллиона человек.
Очевидно, что цель межгосударственной интеграции — не выкачать трудовые ресурсы из одного государства в пользу другого, а обеспечить гармоничное развитие трудового рынка всех стран-участниц. Союзное государство России и Беларуси вполне справляется с этой задачей.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН