Экономика Экономика

Энергетическое сотрудничество с Россией обеспечит экономическую безопасность Беларуси

24–26 апреля в Санкт-Петербурге проходит XII Российский международный энергетический форум, который является одним из ведущих отраслевых мероприятий. В рамках РМЭФ состоится международная специализированная выставка «Энергетика и электротехника», на которой будет продемонстрирован потенциал российских и зарубежных компаний, производящих энергетическое оборудование. В мероприятиях форума примет участие и Беларусь. Энергетика является давней сферой российско-белорусского сотрудничества и одним из локомотивов интеграции двух стран.

Можно сказать, что именно проблемы в области энергетики, с которыми столкнулась Беларусь после распада Советского Союза, способствовали осознанию белорусским руководством необходимости сохранения тесных кооперационных связей с Россией.

Республика получила в наследство от СССР энергоемкую индустриальную экономику, которая функционировала в условиях дефицита собственных энергетических ресурсов. В советское время эта проблема решалась за счет поставок из РСФСР, осуществлявшимся по внутренним ценам, так как государство было цельным, и белорусская экономика работала как часть единого народнохозяйственного комплекса вместе с другими республиками.

С распадом СССР Беларусь столкнулась с принципиально другой ситуацией, когда необходимые для белорусских производств энергоносители оказались за границей, а цены на них резко пошли вверх, что делало белорусскую промышленную продукцию неконкурентоспособной. Перед республикой замаячил призрак обвальной деиндустриализации.

Споры о том, следует ли сохранять советский промышленный комплекс и какова будет цена этого, стали отличительной чертой белорусской политики и в том или ином виде продолжаются до сих пор.

Белорусские националисты, либералы и сторонники «западного выбора» утверждали, что промышленный комплекс Беларуси неэффективен и закрепляет политическую зависимость Минска от Москвы как основного поставщика ресурсов. Они считали, что в деиндустриализации нет ничего страшного, а промышленных гигантов успешно заменят мелкий и средний бизнес, транзит и сфера услуг. По сути, Беларуси предлагался прибалтийский путь развития. Сторонники этой стратегии утверждали, что она поспособствует избавлению не только от энергетической, но и от политической зависимости от России и поможет Беларуси встроиться в европейское сообщество. При этом не отрицалось, что начальные этапы подобной «шоковой терапии» будут весьма тяжелыми, однако предлагалось затянуть пояса и потерпеть ради светлого европейского будущего.

Подобная точка зрения по-прежнему распространена в кругах белорусской «беглой» оппозиции, так что очевидно, какая судьба ждала бы белорусскую экономику в случае прихода к власти Тихановской и ее команды.

Союз Беларуси и России, напротив, строился на презумпции сохранения белорусского промышленного ядра, функционирование которого обеспечивалось за счет доступа к недорогим российским энергоносителям и рынку для сбыта белорусской продукции.

Этот путь также оказался весьма непрост и тернист, так как функционирование такой модели в условиях существования двух политически раздельных государств сталкивалось с рядом трудностей.

Несмотря на то, что Беларусь получала российские энергоносители по льготным ценам, они отличались от внутрироссийских, что, по мнению белорусского руководства, снижало конкурентоспособность продукции из РБ на российском рынке и препятствовало созданию равных условий хозяйствования в Союзном государстве.

Российская сторона, в свою очередь, указывала, что для получения внутрироссийских цен степень унификации экономик двух стран должна быть существенно выше, чем на данный момент.

Периодически возникали споры из-за торговли белорусскими нефтепродуктами на внешних рынках по мировым ценам, в то время как сама Беларусь получала сырье для их производства по существенно более низким ценам.

Минск, в свою очередь, иногда подозревал Москву в энергетическом шантаже и искал альтернативных поставщиков сырья. Всеми этими спорами и конфликтами в энергетической сфере активно пользовался Запад, пытаясь вбить клин меду Москвой и Минском.

После событий 2020–2022 годов все эти недоразумения остались в прошлом. Сегодня Беларусь и Россия движутся в сторону объединения своих энергосистем и создания единого рынка электроэнергии, который будет надежно обеспечивать потребности обеих стран и гарантировать энергетический суверенитет Союзного государства.

Очевидно, акцент сейчас будет делаться на внутреннем потреблении. Экспорт энергоносителей, которым активно занимались как Россия, так и Беларусь, показал свою критическую уязвимость для политической конъюнктуры. Европейский рынок, на который были ориентированы белорусские и российские поставки, стремительно закрывается. Разрушены многие транзитные маршруты и логистические цепочки. В частности, при весьма странных обстоятельствах был взорван газопровод «Северный поток». Полностью провалились расчеты Беларуси на экспорт электроэнергии с Белорусской АЭС в Литву и Польшу. Выход стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ также ставит перед Беларусью и Россией задачу по синхронизации своих энергосистем в меняющихся условиях.

Переориентация энергетических мощностей на внутреннее потребление делает особенно востребованными совместные проекты в энергетике и в смежных сферах. В частности, открываются перспективы по технологическому перевооружению экономики Беларуси в условиях функционирования Белорусской АЭС. Наиболее эффективно эту задачу можно решить в тесной кооперации с Россией при ориентации на общий рынок Союзного государства.

Единое энергетическое пространство даст возможность перераспределять излишки электроэнергии в рамках Союзного государства, будет способствовать повышению эффективности экономического взаимодействия и реализации интеграционных процессов.


Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
20 апреля
В настоящее время в условиях глобальной трансформации, конкуренции, противостояния, односторонних санкций Беларусь и Россия совместно решают сложные задачи реализации опережающего экономического развития, создания инновационных направлений, которые способны вывести экономику на новый уровень и тем самым обеспечить суверенитет, независимое и прогрессивное развитие.
20 апреля
В Латвии концерн Latvijas gāze (LG) в 2023 году понес убытки в размере 56,911 млн евро. Нетто-оборот компании составил 159 млн евро, что в 4,4 раза меньше, чем годом ранее.
21 апреля
Румыния не скрывает своих экспансионистских намерений в отношении сопредельной Молдовы, предпринимая конкретные и практические шаги по ее поглощению. Сегодня уже совершенно очевидно, что «под шумок» специальной военной операции России на территории Украины в Бухаресте продвигают своего рода «блицкриг-аншлюс», к которому там готовятся уже более 30 лет — с момента распада СССР и провозглашения независимой Республики Молдова.
22 апреля
Правительство Мурманской области и учрежденное белорусскими инвесторами ООО «Морской терминал "Ворота Арктики"» подписали соглашение о строительстве терминала для перевалки белорусских грузов.