Западные страны стимулируют развитие внутреннего туризма в Беларуси и России
Всеволод Шимов
18–21 апреля в Минске состоится 26-я Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых-2024». Новые геополитические реалии самым непосредственным образом влияют и на туристическую отрасль. В условиях санкций и визовых ограничений, которые западные страны вводят в отношении России и Беларуси, особенно востребованным становится развитие внутреннего туризма, получающего шанс на новую жизнь.
Во времена СССР внутренний туризм был очень развит. Этому благоприятствовали обширные размеры страны и, как следствие, разнообразие природно-климатических условий, ландшафтов и культур. Развитая транспортная сеть и низкие тарифы обеспечивали высокую мобильность граждан. Свою роль играл и внешнеполитический фактор — из-за «железного занавеса» поездки за границу были доступны очень незначительному числу советских граждан, так что альтернативы внутреннему туризму практически не было.
После распада СССР маятник качнулся в другую сторону. Поездки за границу стали доступными, что после десятилетий существования «железного занавеса» создавало острое ощущение новизны. Отпуск за границей стал всеобщей мечтой, показателем жизненного успеха и материальной обеспеченности. Напротив, внутренний туризм начал восприниматься как удел неудачников — тех, кто не может себе позволить «нормальный» отдых за рубежом. Кроме того, среди постсоветских обывателей распространилось убеждение, что на фоне зарубежных красот и экзотики в родной стране смотреть попросту нечего.
Были у такого отношения и вполне объективные предпосылки — низкое качество сервиса и плохое состояние инфраструктуры в сравнении с зарубежными аналогами.
Свою лепту внес и развал единого государства. Применительно к Беларуси это означало, что внутренним туризмом теперь могли считаться только поездки внутри республики. Путешествия в Россию тоже стали относиться к классу зарубежных, и, следует признать, конкуренцию за белорусского туриста Россия долгое время проигрывала.
Близость ЕС означала, что поездки туда стали очень популярными среди белорусских граждан, особенно в эпоху относительного экономического благополучия 2000–2010-х годов. В это время Беларусь была лидером по количеству выданных шенгенских виз на душу населения, что являлось своеобразным поводом для национальной гордости.
В нише недорогого отдыха недалеко от дома Россию уверенно обходила Украина — просто в силу географической близости. После распада СССР поездки в Россию для белорусов стали существенно дороже из-за появления межгостарифов в авиа- и железнодорожном сообщении. К тому же получил распространение стереотип, что смотреть в России особо нечего, а туристическая инфраструктура не развита.
Российские отдыхающие также обращали мало внимания на Беларусь как на туристическое направление, предпочитая традиционные зарубежные направления (Европу, Турцию, Египет, страны Азиатско-Тихоокеанского региона) и внутренние курорты.
Внутренний туризм начал потихоньку оживать по мере пресыщения поездками за рубеж, которые перестали быть в диковинку и утратили ощущение новизны. В рамках этого процесса белорусы начали постепенно вновь открывать для себя Россию, а россияне — Беларусь.
Многих российских туристов в РБ привлекал ностальгический стереотип о ней как об «островке СССР», а относительно низкие цены становились приятным бонусом. Белорусы, со своей стороны, пытались предложить российским путешественникам не только советское наследие, но и «экзотику» в виде усадеб и замков польско-литовской аристократии.
Белорусов в России традиционно привлекали Москва и Санкт-Петербург. Постепенно набирали популярность и другие направления — Карелия, Калининградская область, Золотое кольцо, курорты Краснодарского края.
После начала СВО развитие туризма в рамках Союзного государства сделалось приоритетным направлением. Поездки в Европу для граждан Беларуси и России либо стали недоступны, либо существенно усложнились из-за дороговизны и трудностей с получением виз, а также в силу проблем с логистикой.
На сегодняшний день авиа- и железнодорожное сообщение между ЕС и Союзным государством полностью прервано. Единственным вариантом поездок на Запад остаются автобусы и личный транспорт. Опять же, этот вариант доступен в основном для граждан Беларуси, так как к их паспортам в Европе относятся более терпимо, чем к российским. Кроме того, как туристическое направление полностью исчезла Украина, которое долгое время была популярна и у белорусов, и у россиян.
Однако нет худа без добра, и «импортозамещение» в сфере туризма открывает новые возможности, которые ранее во многом блокировались иностранной конкуренцией.
Рынок Союзного государства имеет большой и в значительной мере недооцененный потенциал. Он может предложить туристические продукты по различным тематическим направлениям: патриотический, гастрономический, промышленный, экологический, охотничий туризм и прочее.
Важным фактором для развития внутреннего туризма является культурно-цивилизационное родство. Единая языковая среда, отсутствие культурных барьеров — все это существенно упрощает жизнь путешественникам. При этом внутреннее многообразие природы и ландшафтов вполне способно удовлетворить запрос на экзотику.
Благодаря новым российско-белорусским логистическим программам в 2024 году регионы двух стран станут еще более доступными для путешествий. Многие туры в Россию и Беларусь будут оптимизированы под соответствующие полетные программы.
Во многом это происходит опять же под давлением внешних факторов. Та же авиакомпания «Белавиа», попав под западные санкции и лишившись доступа в воздушное пространство ЕС, активно осваивает новые маршруты на территории России.
Впрочем, нельзя не упомянуть и о сохраняющихся проблемах. Продолжающееся действие межгосударственных тарифов между Россией и Беларусью существенно удорожает путешествия внутри Союзного государства. По-прежнему остается проблема плохого сервиса и инфраструктуры во многих туристических локациях. Не решен вопрос прямого авиа- и железнодорожного сообщения Беларуси с Крымом — одной из туристических жемчужин России.
Хочется верить, что в ближайшее время эти проблемы будут решены.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН