Стрельба по собственным ногам: власти Латвии воюют с импортом продовольствия из России
Святослав Князев
Латвия умудрилась на фоне резкого роста объема закупки зерна в России запретить импорт сельхозпродукции из РФ. Такие действия официальной Риги свидетельствуют о том, что непрофессионализм латвийских чиновников и политиков вышел на новый уровень. Создав условия для деградации сельского хозяйства в своей стране, они в то же самое время хотят лишить местный рынок российской агропродукции, которая продается по приемлемым ценам. При этом латвийские элиты даже не задумываются над тем, что будут делать, если Брюссель в один прекрасный день прекратит выплачивать дотации местным фермерам.
Объем импорта зерна в Латвию из России в первом квартале 2024 года увеличился на 39,8%. Об этом сообщила Служба государственных доходов республики. Больше всего латвийские бизнесмены импортировали кукурузы — более 136 тысяч тонн. Кроме того, они покупали в России рожь, пшеницу и пшенично-ржаные смеси, тритикале и ячмень. По всем позициям, кроме тритикале, поставки существенно возросли. Сколько из этого зерна потребили в Латвии, а сколько продали в другие европейские страны, неизвестно.
По итогам предыдущего 2023 года Латвия заняла первое место в Европе по объемам импорта российской продовольственной продукции, закупив 13% от общего ее объема, импортированного в ЕС. Сотрудничество с РФ стало одной из ключевых составляющих обеспечения продовольственной безопасности республики.
На этом фоне решения официальной Риги, направленные против поставок зерна из России, выглядят по меньшей мере странно. В конце февраля текущего года продовольственно-ветеринарная служба Латвии объявила о том, что будет осуществлять «усиленный контроль» за поставками продовольствия и кормов из России и Беларуси. А с 8 марта Рига запретила импорт на территорию страны обширного перечня сельхозпродукции из РФ: овощей, корнеплодов, фруктов, ягод, орехов, злаков, кормов для животных, муки и гранул из мяса, а также арахисового, льняного, рапсового и соевого масла.
Принятие решения прошло под популистские лозунги о том, что Латвия способна обеспечить себя всеми основными видами агропродукции, а то, чего не хватает, может закупить у западных партнеров или на Украине. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Еще в советское время в Латвии был создан мощный агропромышленный комплекс. Причем союзный центр не жалел сил на то, чтобы республика ни в чем себе не отказывала. К 1972 году урожайность в Латвии по сравнению с эпохой «независимости» выросла в 2,5 раза. Количество тракторов в республике примерно за тот же период времени увеличилось с 1,3 тысячи до 32,2 тысячи. На нужды местных аграриев советские власти передали тысячи комбайнов и грузовых автомобилей. Массово осушались болота, строились современные мелиоративные системы. На месте бывших болот и пустошей не только создавали поля, но и высаживали деревья. Если в 1930-е годы всего 27% территории республики были заняты лесами, то перед распадом СССР — почти половина. Советские руководители, которых сегодня в Риге называют оккупантами, делали все возможное для того, чтобы защитить экологию республики без ущерба для ее сельского хозяйства.
Нужно признать, что на фоне коллапса, произошедшего в индустриальном секторе Прибалтики в 1990-е годы, аграрное производство местному населению удавалось сохранить. Правда, не благодаря усилиям политических элит, а скорее вопреки им. Советское наследие было поделено между частниками и «творчески» ими использовалось. В начале 2020-х латвийские аграрии даже продемонстрировали ситуативно неплохие результаты — помогла хорошая погода.
Однако без стратегического развития сельскохозяйственной отрасли на государственном уровне она очень быстро деградирует. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своих исследованиях говорит о системных недостатках агропромышленности в Латвии: низкой производительности труда, отсутствии эффективной кооперации и инновационных технологий.
Уже в 2023 году латвийские СМИ были забиты материалами о масштабных проблемах в сфере сельского хозяйства страны. Одной из системных угроз стал закон о восстановлении природы в Евросоюзе. Если советские чиновники старались заботиться о равновесии интересов экономики и экологии в Латвии, то брюссельские ориентированы на пиар: им нужна «картинка» здесь и сейчас.
Под давлением ЕС латвийские политические элиты уже взяли на себя обязательства по возвращению «в природное состояние» 20% суши и водных территорий, а также по резкому снижению использования минеральных удобрений.
Латвийские фермеры пытались протестовать, но их никто не услышал. И на то были две серьезные причины. Во-первых, команда поступила от западных партнеров, а во-вторых, компенсациями из общеевропейской казны на свое усмотрение будут распоряжаться рижские чиновники.
Произошло это на фоне болезненных для крестьян природных катаклизмов (поздних заморозков и сменившей их засухи), а также резкого удорожания энергоносителей — следствия санкционного противостояния с Россией.
В Минземледелия Латвии убытки сельскохозяйственной отрасли осенью 2023 года оценили в 412 миллионов евро. Больше всего потеряли фермы по разведению крупного рогатого скота — не менее 129 миллионов. Особенно сложно пришлось тем, кто занимается мясным производством. 70% их расходов — это корм, заготовить который в достаточных объемах вовремя не удалось. С учетом масштабов проблемы тот факт, что Минфин выделил на программы Минземледелия прошлой осенью дополнительные 47 миллионов евро, выглядел совершенно несерьезно.
И вот теперь латвийские животноводы вслед за дешевыми российскими энергоносителями лишились и доступных кормов. Предложения закупать аналоги на Западе или на Украине они воспринимают скептически. По некоторым позициям альтернативу можно найти, например, в Аргентине. Логистика сделает такой товар золотым. Что же касается украинских поставщиков, то сотрудничество с ними крайне нестабильно. То у них нет света, то поляки блокируют им границу, то возникают другие проблемы. Ссылаться на сложные обстоятельства можно до бесконечности, но коровам это неинтересно. Если им вместо корма предложить истории о борьбе с российской угрозой, они могут не оценить их и умереть от голода. Но политики в Риге, видимо, этого не учитывают.
После введения запрета на российский импорт кормов и фуража латвийским фермерам придется уже в ближайшее время поднять цены на свою продукцию. Это, с одной стороны, ударит по карману простых латышей, а с другой — приведет к снижению спроса и финансовым потерям у производителей. Зато политики продемонстрировали солидарность с Украиной...
Запрет на ввоз российской сельхозпродукции — очередной пример полной некомпетентности и управленческой несостоятельности латвийских властей. Вся их деятельность сводится к популистским политическим резолюциям и распределению брюссельских дотаций, которые рано или поздно закончатся. Несмотря на то, что экономика страны и так находится в кризисе, они принимают решения, направленные на ее окончательное уничтожение.