Геоэкономический тупик: транзитный потенциал Прибалтики стремительно деградирует
Святослав Князев
Отдельные политики и бизнесмены Прибалтики начинают все отчетливее понимать, что экономическая деградация Латвии, Литвы и Эстонии ускоряется. Показатели валового внутреннего продукта, промышленного производства и внешней торговли падают, а инвесторы бегут. Некоторое время местный бизнес балансировал между антироссийскими властями и организацией выгодного российского-европейского транзита. Однако в 2022–2023 годах руководства республик увлеклись санкционными войнами, превратив свои страны в логистический тупик. И теперь они неинтересны даже западным партнерам.
Транзитные грузоперевозки в Прибалтике переживают не лучшие времена. Причем спад наблюдается всеобъемлющий.
Как пишут местные СМИ, в 2023 году в эстонских портах было обработано 23 миллиона тонн грузов. Это на 31% меньше, чем в 2022 году, и на 42% меньше, чем в 2021-м. Объем транзитных грузов в портах значительно сократился и составил чуть более 4,4 миллиона тонн. Перевозка морскими контейнерами уменьшилась на 21% за год, через порты было перевезено более 221 500 TEU контейнеров. Количество судов, заходивших в 2023 году в порты Эстонии, сократилось примерно на 600 единиц. Эксперты Департамента статистики честно объясняют это введением санкций против России.
Объем грузовых перевозок по железным дорогам Эстонии в 2023 году рухнул на 39% — до 4,8 миллиона тонн. Издержки на содержание железнодорожной инфраструктуры быстро растут, и покрывать их приходится за счет бюджетных средств.
Грузооборот портов Латвии в 2023 году сократился на 19,6% или на 9,4 миллиона тонн, пишет информационное агентство РЖД.Партнер.Ру со ссылкой на латвийское Министерство сообщений. Общий тоннаж упал до 38,65 миллиона тонн против 48,07 миллиона тонн в 2022 году. Отрицательная динамика затрагивает практически всю номенклатуру грузов. Но больше всего на общую ситуацию повлияло падение перевалки угля (на 56%) и нефтепродуктов (на 48,4%). Что касается конкретных точек, то показатели Рижского порта в годовом измерении снизились на 20,1%, Вентспилсского порта — на 29,3%, Лиепайского порта — на 4,9%.
Объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии в 2023 году обвалился на 27,6% — до 15,636 миллиона тонн. При этом международные перевозки упали на 29,6%, а внутренние — на 4%. Конкретно же «сквозной» транзит снизился на 30,8% (в направлении портов — на 27%, а по суше от границы до границы — в 2,4 раза).
Публикация результатов работы литовских портов свидетельствует все о той же тенденции — падении грузооборота. Перевозки железнодорожным транспортом, по предварительным данным, упали более чем на 20%.
Республики Прибалтики долгие годы «сидели» на транзитных потоках, идущих между Европой с одной стороны и Россией, Беларусью и странами Азии — с другой. С каждой тонны грузов, проследовавших через территорию стран Балтии, местные экономики получали прибыль.
Причем если бы прибалтийские политические элиты изначально занимались не популизмом, а развитием инфраструктуры, то доходы были бы еще больше. Но сейчас говорить об этом уже поздно. Все выгоды от положения, шикарного с точки зрения геоэкономики, остались в прошлом.
Латвия, Литва и Эстония оказались одними из мировых лидеров по количеству санкций, введенных против России и Беларуси. И одновременно с этим они достигли впечатляющих «результатов» по бегству из их юрисдикций иностранных инвесторов.
«У инвесторов, конечно, есть дополнительные вопросы. И не только у привлекаемых — мы очень много работаем с существующими инвесторами, чтобы они расширялись, чтобы не уходили. Работы стало втрое больше, не буду скрывать», — цитирует агентство «Спутник» недавнее заявление министра экономики и инноваций Аушрине Армонайте.
Однако «работа» не помогает. По информации СМИ, в 2023 году инвестиции представителей стран Евросоюза в прибалтийскую коммерческую недвижимость упали на 50%. Причем бегут инвесторы из самых разных сфер. Пенсионные фонды LHV и Swedbank недавно избавились от акций «Таллинского дома торговли» (крупнейшего ТЦ в столице Эстонии) и доли в эстонской судоходной компании Tallink. Сбрасывают с рук эстонские активы также крупные американские и финские инвесторы.
На фоне Литвы и Эстонии ситуация в Латвии формально выглядит не так печально. Однако, по словам экспертов, это связано с тем, что официальная Рига по выгодным для покупателей ценам избавляется от «жирных» государственных активов. Они достаются «нужным» людям, после чего из предприятий быстро выжимается все, что только возможно. Ни о каком долговременном сотрудничестве в данном случае речи не идет, и «благополучная статистика» уже скоро сойдет на нет.
В Прибалтийских республиках, кроме географического положения, нет ничего эксклюзивного, что можно было бы предложить стратегическим инвесторам. В странах Балтии нет ни природных ресурсов, ни человеческого капитала (лучшие кадры уже давно разъехались), ни перспективных рынков сбыта, ни уникальных технологий (большая часть того, что досталось в наследство от СССР, благополучно загублено). Были порты и дороги, соединяющие Восток с Западом, но их потенциал сейчас целенаправленно уничтожают.
Президент Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янулявичюс недавно признал, что Литва перестала быть мостом между Западом и Востоком.
«Мы условно будем островом. Конечно, нам придется адаптироваться к новым условиям. Кажется, за 23 года мы многого добились: быстрее всех подняли зарплаты, быстрее всех растет ВВП. Однако для того, чтобы сохранить рост в режиме острова, нам необходимо увеличить производство и экспорт отечественной продукции литовского происхождения», — завил он.
Янулявичюс предсказал, что логистические цепочки в регионе будут и дальше нарушаться, а транзит — становиться еще меньше.
«Мы не используем наши порты и железнодорожную инфраструктуру. Так что нам придется жить с этой новой реальностью», — резюмировал он.
«Новые условия» уже привели к тому, что во всех государствах Балтийского региона рухнули ВВП и внешняя торговля. Однако местные элиты продолжают вводить все новые ограничения против России и Беларуси: запрещают транзит более широкой номенклатуры грузов, закрывают пограничные пункты пропуска и так далее.