Не Европа: Литва уступает в цифровизации экономики России и ЕС
Святослав Князев
Примерно четверть жителей Литвы не пользуется банковскими карточками. Это один из худших показателей обеспечения людей «пластиком» в Европе. Большое количество литовских граждан или вообще не заводит себе карты, или максимум снимает с их помощью наличные средства в банкоматах. И это при том, что в некоторых других странах Евросоюза платежные карты в ходу у 99% жителей.
Прибалтийские СМИ со ссылкой на данные Всемирного банка утверждают, что дебетовые карты есть только у 74% населения Литвы в возрасте старше 15 лет. Меньше — только в Балканских республиках. Также ВБ сообщает, что для расчета банковские карты в Литве используют лишь 64% жителей старше 15 лет. Видимо, значительная часть обладателей платежных карт применяет их исключительно для снятия наличных средств в банкоматах, но не рассчитывается ими в магазинах или интернете.
Для сравнения, в находящейся рядом Дании карточки есть у более чем 99% населения, а пользуются ими при совершении платежей около 97% жителей страны. При этом в России уже несколько лет назад «пластик» был у 84% жителей.
Согласно данным Центробанка Литвы, платежных карт чаще всего нет у людей в возрасте старше 70 лет, у граждан с начальным или средним образованием и с небольшими доходами. Реже среднего «пластиком» пользуются фермеры, студенты и пенсионеры.
При этом платежные счета есть у 90% населения Литвы. Те, кто ими не обзавелся, говорят, что получают доходы наличными, не видят такой необходимости или у них есть родные, у которых имеется счет.
Для расчетов в литовских магазинах банковские карты активнее всего используют люди в возрасте 40–49 лет, а наличные — граждане, которым более 80-ти.
Профессор Вильнюсского университета Ромас Лазутка рассказал прибалтийским СМИ, что, по его мнению, платежными картами со временем, по мере демографических изменений, начнет пользоваться больше людей. Он отметил, что до недавних пор в литовской провинции наличными выдавали даже заработную плату и пенсии. Однако теперь это запрещено на законодательном уровне, поэтому ситуация постепенно меняется. Кроме того, по словам профессора, к росту популярности «пластика» ведет и сокращение количества отделений финансовых организаций, где можно снимать наличные в кассе.
«Сейчас банковских отделений стало меньше, поэтому снять деньги со счета без карты стало сложнее. Кроме того, банки обложили налогами обналичивание средств», — цитирует его слова одно из прибалтийских изданий.
Есть основания полагать, что за нежеланием населения хранить деньги на карте в Литве стоят более глубокие мотивы, чем может показаться на первый взгляд.
Согласно проведенному в 2023 году социологическому опросу, банки — это один из институтов литовского общества, которому население склонно не доверять. Причем если посмотреть на ситуацию в динамике, то она только ухудшается.
Социологи отмечают, что не доверяют банкам 33,5% опрошенных против 32,3%, указавших, что у нет проблем с доверием к финансовым организациям.
Таким образом, баланс доверия и недоверия у банковской среды Литвы отрицательный. Для сравнения, пожарным-спасателям доверяют 93,5% литовских граждан.
Кроме того, у жителей Литвы наблюдаются проблемы с финансовой грамотностью, а значит, и к доступу к информации на эту тему. Причем, индекс финансовой грамотности опять-таки падает. Только 23% населения демонстрируют хотя бы минимально приемлемый уровень информированности в сфере всего, что связано с деньгами. Многие люди не знают даже о таких базовых вещах, как та, что пин-код от своей карты нельзя говорить посторонним.
«Отставание от технологических инноваций может не только ограничить возможность качественного использования финансовых или других услуг, но и снизить устойчивость к мошенническим атакам. Среди всех стран, принявших участие в исследовании, литовцы чаще всего делятся паролями и ПИН-кодами своих банковских счетов с близкими друзьями», — пишут европейские СМИ.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Литве стремительно растет количество случаев мошенничества с использованием цифровых технологий. За год оно удвоилось.
Всего за один квартал 2023 года финансовые мошенники выманили у физических и юридических лиц маленькой Литвы около 2,7 млн долларов. За три месяца в стране было зафиксировано 2 444 факта мошеннических действий.
Свою роль может играть и общая недостаточная развитость финансового сектора Прибалтийского государства. На всю страну насчитывается буквально несколько банков и 171 банковское отделение. Официальный Вильнюс приглашает к себе европейские финансовые организации, в частности польские.
«Польские банки заинтересованы — они уже совершают визиты, разговаривают с регуляторами, а также с бизнес-сообществом. Эти контакты показывают, что они настроены серьезно… Наш банковский сектор исключительно прибыльный... Я думаю, весь этот комплекс причин позволит нам увидеть в нынешнем году новых игроков на рынке», — заявил недавно член правления Банка Литвы Симонас Крепшта.
Однако реальная ситуация в Литве заставляет усомниться в справедливости этих слов. В результате антироссийской политики в стране снижаются валовой внутренний продукт и промышленное производство, растут цены, большая часть населения вынуждена экономить даже на самом элементарном.
Литовские политики сделали выбор в пользу погружающейся в кризис еврозоны и ограничивают взаимодействие с растущей российской экономикой. В этой ситуации, очевидно, иностранным банкам невыгодно заходить в страну с падающей покупательной способностью населения и деградирующим бизнесом. Итогом такой авантюры может стать то, что после вложения своих средств в стартовый капитал, в получение лицензий, открытие отделений и банкоматов финансовые учреждения останутся в минусе.
Становится все очевиднее, что до кардинальной смены внешнеполитического и внешнеэкономического курса Вильнюса улучшения каких-либо аспектов жизни в стране ожидать не стоит.