Владимир Зеленский публично угрожает западным странам массовой гибелью украинских пенсионеров. Во время своего визита в Латвию он объявил, что без западных денег пожилые люди на Украине окажутся на краю гибели. Между тем украинские пенсионеры уже сейчас едва сводят концы с концами: пенсии не способны удовлетворить потребности малоимущих граждан страны даже в самом необходимом.
На днях были обнародованы данные о среднем размере украинских пенсий. На первый взгляд все выглядит сравнительно неплохо. Самая высокая средняя пенсия — 7 249 гривен — в Киеве (около 16 тысяч рублей в переводе на российскую валюту), самая маленькая — 4 070 (порядка 9 тысяч рублей) — в Тернопольской области. Средняя пенсия в целом по стране составила 5 385 гривен (12 тысяч рублей). Однако потом в украинском релизе начинаются детали, демонстрирующие реальную картину.
Более половины украинских пенсионеров получают пенсию до 4 000 гривен (то есть менее 9 тысяч российских рублей). Часть из них довольствуется минимальной в размере 2 361 гривны (около 5,5 тысячи рублей в месяц). Пенсии двух третей украинских стариков не доходят до 5 тысяч гривен (то есть составляют менее 11,5 тысячи рублей).
Высокие средние показатели достигаются за счет пенсий высокопоставленных чиновников, и других госслужащих, пенсии которых настолько велики, что, несмотря на относительную немногочисленность, они способны повлиять на общую статистику.
Например, пенсии бывших украинских судей составляли в 2023 году около 100 тыс. гривен в месяц (порядка 230 тыс. рублей). Отставные сотрудники прокуратуры могут рассчитывать в среднем на 22 тыс. гривен (порядка 52 тыс. рублей). Бывшим депутатам платят в среднем 15,5 тыс. гривен (более 36 тыс. рублей). Средняя пенсия военных (и это с учетом рядового состава) — в районе 10 тыс. гривен (23 тыс. рублей).
Другой, более важный вопрос - что может позволить себе пенсионер, получающий на Украине даже 4 тыс. гривен, которые выплачивают не каждому жителю страны преклонного возраста.
Одна из самых острых проблем в стране последних лет – тарифы на коммунальные услуги. К примеру, за отопление небольшой квартиры нужно платить примерно 1,5—1,7 тыс. гривен (4 тыс. рублей). В целом же расходы на коммунальные услуги за небольшую однокомнатную квартиру советской планировки начинаются от 2—2,5 тыс. гривен (5,8 тыс. рублей) в месяц.
Правда, пенсионерам на Украине, если с ними не прописаны родственники, на коммуналку пока еще начисляют субсидию, и им в этом случае приходится оплачивать 15% ее стоимости (примерно от 350 гривен или 800 рублей). Однако, если квартира большая или в ней прописан, например, работающий внук пенсионера — льгота уже не действует.
Мы попробовали рассчитать по сайтам супермаркетов эконом-сегмента, во сколько может обойтись недорогое питание на Украине.
Обычный нарезной батон стоит от 23,5 гривен (55 рублей). Если покупать по батону в день, в месяц получится порядка 720 гривен или 1700 рублей в пересчете на российскую валюту.
Таким образом, после оплаты только «льготной» коммуналки и покупки хлеба, затраты пенсионера, получающего 4 тыс. гривен, уже превышают четверть его дохода. У него остается порядка 2,9 тыс. гривен.
Пакет молока, объемом 850 мл, можно найти в «самом» эконом-сегменте по цене около 32 гривен (75 рублей). Если покупать такой один раз в день, то в месяц уйдет почти тысяча гривен или более 2300 российских рублей. У пенсионера остается около 1,9 тыс. гривен.
Пять килограммов самой дешевой «акционной» гречневой крупы — еще 100 гривен (230 рублей). Десять килограммов недорогой курятины в месяц — это еще 1500 гривен (3450 рублей). В кошельке — 300 гривен, которые уходят на оплату на телефон и на проезд на общественном транспорте два – три раза в месяц.
Таким образом, хорошей пенсии, которую не имеют более половины украинских пенсионеров, хватит лишь на льготную квартплату и поддержание минимальной жизнедеятельности на хлебе, молоке, гречке и курятине.
На что не хватит денег украинскому пенсионеру? На свежие овощи и фрукты. На кисломолочные товары и жиры, на соки и минеральную воду, на яйца (их купить можно разве что несколько, если сэкономить на курятине), на рыбу или говядину. Получается, что витамины и микроэлементы ему брать негде. Что неизбежно очень быстро начнет сказываться на состоянии здоровья.
Нет места в его бюджете одежде, мебели, бытовой технике и электронике.
Но, самое главное, не остается денег на лекарства и медицинские услуги, которые на Украине даже в государственных медучреждениях на практике стоят недёшево.
А для абсолютного большинства пожилых людей — это первая необходимость.
Премьер-министр страны Денис Шмыгаль направил в G7 письмо, в котором заявил о том, что у Украины нет денег на «неотложные бюджетные нужды» уже в феврале.
Правда, при этом, бюджет Украины обеспечивает такие вещи, как строительство новых стадионов в небольших городах, возведение «центров административных услуг» в селах с населением в несколько десятков человек, а также ремонт админзданий в прифронтовой полосе, и, разумеется, боевые действия.
Но даже с малых строительств можно взять «откат», пополняющий личный бюджет семьи чиновников, а с пенсий — нет.
Складывается впечатление, что пенсионеры для украинского руководства – лишняя социальная нагрузка, которую нужно оптимизировать. Фактически, мизерными пенсиями и отсутствием доступа к нормальным условиям жизни, киевские власти проводят полноценный геноцид пожилых людей.
А чтобы его результаты были менее заметны, Киев в последнее время просто прекратил публиковать официальные данные о смертности населения.