Водородный газопровод: в Прибалтике затеяли очередной «распил» на инфраструктуре
Святослав Князев
Латвия, Литва и Эстония хотят принять участие в строительстве «Северо-Балтийского водородного коридора», который в будущем должен поставлять водород из Финляндии в Германию. На первый взгляд идея выглядит масштабно и привлекательно. Вот только пока что грандиозные проекты, в которых планировали участвовать страны Балтии, будь то железная супердорога или ЛЭП, ведущая из Польши, один за другим заканчиваются ничем.
Польша, Финляндия, Германия и страны Балтии планируют построить водородный трубопровод. Об этом сообщает польский газовый оператор Gaz-System. Проект обсуждался достаточно давно, но какие-то конкретные очертания он начал обретать только на днях. Его рабочее название пока что звучит как «Северо-Балтийский водородный коридор».
Польская Gaz-System намеревается действовать совместно с финской Gasgrid Finland, эстонской Elering, латвийской Conexus Baltic Grid, литовской Amber Grid и немецкой ONTRAS. В январе 2024 года они подписали соглашение о разработке предварительного технико-экономического обоснования проекта «коридора».
Задумка должна содействовать «декарбонизации» и «энергетической безопасности» региона. Смысл проекта — поставки произведенного в районе Балтики экологически чистого водорода в направлении Центральной Европы.
До старта реализации проекта необходимо провести много различных работ. Компания AFRY Management Consulting должна за полгода разработать предварительное техническое обоснование. После этого можно будет чуть более предметно говорить о маршруте прокладки трубы, ее пропускной способности и, самое главное, стоимости.
Поляки параллельно ищут варианты, которые позволили бы им использовать уже имеющуюся газотранспортную инфраструктуру для доставки потребителям метана с примесью водорода.
«Водородная» тема сама по себе достаточно перспективная. Эксперты утверждают, что через шесть лет его мировое потребление может достичь от 60 до 113 млн тонн. А это немало — в финансовом выражении до 435 млрд долларов США.
В данном случае вопрос заключается в том, сколько будет стоить новая инфраструктура и кто сколько средств на нее сможет выделить. Возможности Прибалтийских республик в этом смысле крайне ограниченны. В XXI веке они объявили о старте, а затем тихо отложили в долгий ящик или вовсе похоронили немалый перечень проектов. Достаточно вспомнить самые громкие примеры.
Rail Baltica. Идею соединить Прибалтику со Старой Европой современной высокоскоростной железной дорогой обсуждали еще на фоне развала СССР — в 1991 году. Затем примерно лет на десять о ней забыли. В 2001-м Прибалтийские республики подписали соглашение о сотрудничестве по реализации данного проекта, получившего название Rail Baltica.
Однако воплощение идеи в жизнь требовало большого количества денег, а их у Латвии, Литвы и Эстонии не было. Из-за этого перспективный проект пришлось опять заморозить. О нем вновь заговорили только через три года, когда уже в ЕС подняли вопрос создания железнодорожного пути Роттердам — Берлин — Таллин. В 2007 году появился проект, который должен был воплотиться в жизнь за шесть лет. Но в 2013-м году была подготовлена лишь очередная декларация. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы проложить небольшую ветку между литовским Каунасом и польским Белостоком.
Республики Прибалтики просили Брюссель дать ей денег, но евроинституты выделяли финансирование в крайне ограниченных количествах.
К примеру, когда Вильнюс попросил у властей ЕС 236 млн евро, то получил всего 29 млн.
Сроки завершения строительства постепенно сместились на 2026 год.
При этом Литва — единственная республика, которая старается сделать что-то конкретное. Она проложила железнодорожные пути уже на 128 км. В активе у Эстонии и Латвии лишь отдельные фрагменты и сооружения.
В 2023 году заговорили о новом сроке завершения работ: был озвучен 2030 год. Но уже и эта дата звучит нереалистично.
Очевидно, что 870 км железнодорожного полотна к этому времени никто не построит — в прошлом сентябре было доступно всего 160 км.
Осенью 2023-го участники проекта Rail Baltica признали, что стоимость только латвийского участка возросла с первоначальных 2 млрд евро до 8. Три Прибалтийские республики ждут десятков миллиардов от ЕС. Брюссель, в свою очередь, не торопится их выделять. В декабре прошлого года Rail Baltica объявила тендеры на строительство 52 километров ж/д полотна в текущем году. Однако это пока только разговоры и планы. В итоге проект уже превратился в долгострой с туманными перспективами.
Другая подобная идея — Harmony Link: энерголиния между Польшей и Литвой. Долгое время Прибалтика находилась в едином энергокольце с Россией и Беларусью. Однако по политическим причинам официальные Вильнюс, Рига и Таллин решили разорвать энергосвязи с Москвой и Минском к 2025 году. На этом фоне возник большой вопрос с компенсацией энергодефицита.
Литва попыталась решить свои проблемы с помощью «энергомоста» из Швеции. Но он дал всего 6% от необходимого объема. В 2018 году появился проект создания энергетической линии между Польшей и Литвой. Сначала была запланирована общая протяженность кабеля в 330 км, из которых 290 должны были пройти под водой. Проект оценили в 680 млн евро.
Однако к 2023-му году оценочная стоимость выросла уже до 1,6 млрд евро.
При такой стоимости проект стал нерентабельным, все тендерные конкурсы были отменены.
В конце 2023 года заговорили о том, что подводный кабель планируют заменить наземной линией электропередач, которую изначально отвергали из-за сложностей при строительстве. Выйдет из этого что-то или нет, пока непонятно: проект фактически поставлен на паузу. Поэтому на данный момент большой вопрос, как Литва будет компенсировать энергодефицит.
Список подобных проектов Прибалтийских республик не ограничивается лишь этими. Были, например, неудачные попытки Литвы создать собственную атомную энергетику, завершившиеся политическими заявлениями и дальнейшими признаниями, что от возведения АЭС отказались зря. Неспособность своевременно отремонтировать дороги и многое другое.
Поэтому перспективы нового «водородного» проекта пока сомнительны, как и других ранее планировавшихся громких инициатив.