Экономист: Молдова выстрелила себе в ногу таможенными пошлинами для Приднестровья
Максим Камеррер
Руководство Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) отменило льготы молдавским фермерам в ответ на введение Кишиневом таможенных пошлин для предприятий из Приднестровья. Это только одна из мер, которые может предпринять Тирасполь в ответ на произвол команды Майи Санду: правобережная Молдова критически зависит от Приднестровья в энергетике и других отраслях. О том, разразится ли между двумя берегами Днестра экономическая война и какими будут ее последствия, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал один из ведущих экономистов Республики Молдова, доктор экономических наук Михаил ПОЙСИК.
— Г-н Пойсик, какие экономические последствия может иметь прекращение действия таможенных льгот для Приднестровья?
- Как сообщила пресс-служба главы ПМР Вадима Красносельского, введенные Кишиневом с 1 января 2024 года новые таможенные пошлины приведут к потерям для Приднестровья в 5 миллионов долларов.
Разумеется, эта сумма некритична для ПМР. Здесь, прежде всего, важен сам факт того, что это было сделано без предварительных консультаций с ними. К сожалению, следует признать, что ныне это превалирующий стиль действующей власти в управлении Молдовой – без предварительных консультаций с оппонентами.
Этакая заскорузлая форма высокомерного чванства, смахивающая на поведение слона в посудной лавке.
Поэтому в Приднестровье и расценили действия Кишинева не только как форму экономического давления, но и, прежде всего, как подрыв общих усилий по нормализации диалога сторон.
- Есть ли какая-то экономическая выгода Молдове от принятого решения?
- На фоне стремительного роста внешних и внутренних заимствований после прихода во власть «жёлтых», это капля в море для утопающей в долгах нашей страны.
По сравнению с 2019 годом внешний государственный долг Молдовы к 30 ноября 2023 года вырос в 2,1 раза и превысил 3,5 миллиардов долларов США.
Когда похитили миллиард, это было расценено, как нечто запредельное. А тут за неполных четыре года 1,8 миллиардов?
И кому теперь только не должна Молдова? Среди её многосторонних кредиторов: Европейский Инвестиционный Банк, Банк Развития Совета Европы, Европейский Союз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международная Ассоциация Развития, Международный Валютный Фонд, Европейский Инвестиционный Банк и Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития.
Есть ещё и двухсторонние кредиторы: Французское агентство развития, Немецкий банк KfW, Товарная Кредитная Корпорация, Правительство Польши, Правительство России, Правительство США, Японское агентство международного сотрудничества и UniKredit Bank Австрия. Детальная информация по этим донорам размещена на сайте Минфина.
Как говорится, с миру по нитке, бедному петля на шею. Как говаривал в своё время Остап Бендер в отношении Кисы Воробьянинова, у него был талант к нищенству. С одной лишь разницей: тот просил милостыню, а Молдова берёт кредиты, которые не только следует вернуть, но и регулярно выплачивать проценты по ним.
Но поскольку и этих средств нет, чтобы хоть как-то прикрыть дыры государственного бюджета, явно смахивающего на неумолимо расползающийся тришкин кафтан, на внутреннем рынке размещаются и государственные ценные бумаги.
И здесь общая сумма долга на 31 декабря 2023 года достигла 39,7 миллиардов лей с ростом в 1,7 раза.
При этом средневзвешенная процентная ставка по ГЦБ, проданным на аукционах, составила 8,62%.
В результате растущие, как снежный ком, внешние и внутренние заимствования идут не на развитие страны, а на погашение процентных ставок по обслуживанию ранее принятых долговых обязательств и бездарно растраченных. А это путь в никуда для и так самой бедной страны в Европе.
Тем не менее, действующая власть, кроме пустопорожних заверений о европейском будущем с молочными реками и кисельными берегами, ничего путного по выходу из этой ситуации до сих пор так и не предложила.
- Администрация Приднестровья не использует средства бюджета Кишинева и полностью автономно обеспечивает население и экономику. Как введение таможенных тарифов отразится на формировании бюджета региона?
- Приднестровье, однозначно, это переживёт, как население, так и бизнес. Вот только взаимодействие двух берегов Днестра отныне стало ещё более напряжённым и проблематичным. Очевидно, что в действиях Кишинева открыто демонстрируется намерение поставить себя выше, чем приднестровская сторона.
Но во всех переговорных процессах, где принимают участие представители Кишинева и Тирасполя, они являются равноправными сторонами и только в таком случае возможно достижение какого-то консенсуса по отдельным вопросам, не говоря уже о полномасштабном урегулировании.
Да, экономически Приднестровью придется тяжело, меры, введенные Кишиневом, неизбежно отразятся на положении населения региона, на социальных программах, которые сможет осуществлять администрация в Тирасполе. Но Приднестровье справится с последствиями этого явно недружественного шага Кишинева.
- Какие наиболее очевидные экономические последствия будет иметь для Приднестровья действия кишиневских властей?
- Исходя из вышеизложенного, мало что изменится. Вместо того, чтобы совместно стремиться улучшить благосостояние на обоих берегах Днестра, пока мы являемся свидетелями соперничества в том, кто больше проблем создаст своему соседу.
Безусловно, это заметно осложнит ведение бизнеса в Приднестровье и ударит прежде всего по средним и мелким предпринимателям.
Бюджет Приднестровья также почувствует последствия этих мер.
- Экономика правого берега Днестра во многом зависит от работы ряда предприятий Приднестровья, в первую очередь – от Молдавской ГРЭС. Не станет ли шаг кишиневских властей «выстрелом себе в ногу»?
- К сожалению, это именно так и следует расценивать. Несмотря ни на что, несмотря на политические трения, экономические связи между двумя берегами Днестра остаются тесными. Продолжается торговля.
Если говорить об энергетике, то именно Приднестровье является основным поставщиком электроэнергии на правый берег.
И вводимые Кишиневом таможенные пошлины безусловно отразятся как на себестоимости вырабатываемой на Молдавской ГРЭС электроэнергии, так и на отпускной цене на нее для Правобережья.
И это только один из примеров, наиболее очевидный и наиболее наглядный. Так что это еще большой вопрос, насколько выгода от обложения Приднестровья таможенными пошлинами превысит отрицательный эффект этого шага для Молдовы.
- Возможны ли какие-то ответные меры со стороны Приднестровья в этой ситуации, которые могут смягчить негативный эффект от шагов Кишинева и заставить Кишинев пересмотреть свою позицию?
- Не хочется быть пророком негатива и подсказывать ПМР, как нагадить Молдове. Ибо, как известно, напакостить гораздо проще, чем в чём-то поддержать и помочь.
Конечно, есть варианты ответных мер, которые могут предпринять в Тирасполе. Есть достаточно много вариантов для ответных шагов со стороны администрации Приднестровья. Вот только будет ли это во благо обеим сторонам?
- Каков Ваш прогноз развития ситуации?
- Учитывая, что действующая власть в своей практической деятельности до сих пор считалась только с «рекомендациями» коллективного Запада, а все здравомыслящие предложения оппозиции и экспертного сообщества игнорировались, как в прочем и многие законодательные, конституционные и другие правовые нормы, шансы на улучшение нынешней ситуации не просматриваются. Скорее даже наоборот…
К сожалению, вполне реально, что молдавская сторона не удовлетворится предпринятыми шагами и начнет эскалацию экономического конфликта.
Тогда за предпринятыми шагами последуют другие ужесточения экономической политики в отношении Приднестровья.